.RU

Условия труда и жизни речных работников - Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой...


^ Условия труда и жизни речных работников Волжско-Камского бассейна во второй половине XIX — начале XX вв.

К 70-м годам XX века паровой транспорт одержал решитель­ную победу над непаровыми видами тяги (бурлаками и коновод­ными машинами) и привел к их полному вытеснению. Свиде­тельством полной победы паровой техники над старым спосо­бом транспортировки судов является то, что к концу 1860-х годов Главное управление путей сообщения пере­стает заботиться о поддержании в удовлетворительном состоя­нии бечевника, береговой полосы, по которой шли бурлаки.

Развитие парового флота и окончательное вытеснение им бурлацкого промысла привели к появлению в судоходстве новых массовых профессий – кочегаров, матросов, грузчиков и бакенщиков. Большую роль при этом сыграли резервы рабочей силы на рынках труда и введение так называемого свободного найма.

В прошлое уходят времена, когда рабочие нанимались на суда артельно, на основе круговой поруки. На пароходах устанавливаются капиталистические отношения свободного найма каждого рабочего в отдельности. Работников массовых профессий нанимали на суда капитаны и водоливы1, а на пристанях на погрузо-разгрузочные работы – подрядчики. Большинство рабочих еще давали взятку за то, что их приняли на работу, - делали подарки или выполняли у нанимателей домашние работы. Договором найма судорабочих служила обычно расчетная книжка, выдаваемая каждому служащему в день его явки на работу. «С момента получения расчетной книжки, – отмечает один из исследователей волжского судоходства, – рабочий лишается какой бы то ни было самостоятельности. Он встает, работает, ест, отдыхает по печатным правилам, всякое нарушение которых влечет за собой штрафы, а в более серьезных случаях, - полный остракизм без расчета»1.

Расчетная книжка состояла из следующих граф: название пароходства, имя и фамилия рабочего, должность, срок поступления, жалованье, перемещение по службе, срок и причина увольнения, срок паспорта, условия найма и чистые листы с графами для записи выдаваемого жалованья. На практике «расчетная книжка на Волге, за редкими исключениями, вошла в непременный обычай при найме рабочих на пароходы, но на непаровых судах многие рабочие расчетной книжки не имеют»2. В последнем случае рабочий снабжался маленькой тетрадкой «для записи выдаваемых ему в счет жалованья денег»3. В ней не было ни условий найма, ни даже подписи хозяина.

По этим расчетным книжкам и тетрадкам видно, что положение судорабочих оставалось таким же тяжелым и бесправным, каким оно было при крепостном праве. Пароходовладельцы и их доверенные лица пользовались неограниченной властью, подвергали своих подчиненных штрафам за всякую провинность или просто выгоняли с работы в любое время и в любом месте. Правила службы, фигурировавшие в расчетных книжках, сводились в общем к тому, что поступивший на службу рабочий обязан был исполнять свои обязанности «с усердием и знанием дела», беспрекословно повиноваться всем распоряжениям старших по службе лиц, «вести себя честно и трезво», ни под каким предлогом не отлучаться самовольно с места службы и не отказываться от службы раньше окончания срока найма4.

В ряде правил содержались особые пункты об обязанностях лоцмана и в особенности водоливов, на которых возлагалась полная ответственность за сохранность груза. А в правилах крупных пассажирских предприятий были требования хорошего поведения и вежливого обхождения с пассажирами. Рабочим, которые несли службу на пароходах данных предприятий, запрещалось брать с собой продукты и другие товары, причем виновные в нарушении этого правила подвергались высшей мере наказания – увольнению со службы с вычетом месячного жалованья1. Другие меры взыскания за нарушение правил, грубость, пьянство и прочие проступки сводились главным образом к денежным штрафам, размер которых в большинстве случаев составлял от 1 до 3 рублей, но на некоторых предприятиях доходил до половины месячной зарплаты.

В очень редких случаях в правилах, кроме оплаты найма, оговаривались и некоторые обязанности нанимателя, например, лечение заболевших служащих за счет предприятия в течение определенного времени (не более 3-х месяцев) или страхование от несчастных случаев в различных страховых обществах.

Что касается труда судорабочих, то он был далеко не из легких, как могло показаться на первый взгляд. В течение всей навигации (а она продолжалась на Волге до 200 дней) служащие на судах не знали никаких праздников, то есть не имели ни одного дня полноценного отдыха, а между тем работа их требовала постоянного напряжения. Особо несладко прихо­дилось верхней команде рабочих, которая в большинстве случаев работала под открытым небом: и под палящими лучами летнего солнца, и под холодным осенним дождем. А кочегары и масленщики, составлявшие нижнюю команду, наоборот, «хотя и не несут очень тяжелого физического труда, но зато принуждены работать все время в душном, насыщенном парами мазута машинном и кочегарном трюме и при очень высоких температурах»2.

Еще хуже их положение становилось при различных осложнениях в пути, «вроде постановки судна на мель, что в межень бывало обычным явлением»1. В таких случаях судорабочим приходилось не спать по 2-3 суток.

Особую группу рабочих в судоходстве составляли грузчики. По существу они не были судоходными служащими, так как в основном содержались не самими судоходными пред­приятиями, а особыми подрядчиками. Специальной одежды грузчики не имели, одевались кто во что горазд. На ногах – лапти, которые изнашивались за 2-3 дня, на руках – рукавицы для защиты от мозолей и ссадин. В течение дня грузчику приходилось переносить по 200-300 пудов, а в дни особенно напряженной работы – 700-800 пудов и более. Многие грузчики при малейшей оплошности становились калеками или совсем лишались жизни. Условия найма на работу были такими же кабальными, как и представителей других групп судорабочих.

Тяжелая работа была и у путейских сторожей – бакенщиков, которые в навигационное время обслуживали фарватер реки указательными и предупредительными знаками. Жили они обычно в землянках, спали на полу. Довольствовались бакенщики чуть ли не одним черным хлебом, покупаемым на несколько дней.

Как видно из вышесказанного, труд судорабочих был очень сложен и опасен для здоровья, требовал больших энергозатрат, но при всем этом заработная плата этих рабочих понижалась из года в год и для того, чтобы скопить немного денег для своей семьи, они вынуждены были экономить на еде. Так, в 1860 году кочегарам на волжских буксирных пароходах платили 10-11 рублей в месяц, на пассажирских – 12 рублей, на кабестанных – 10 рублей2. Но полностью заработную плату они не получали, с них ежемесячно удерживались, согласно условиям найма, «навигационные» от 1 до 3, а в отдельных случаях до 4 рублей. Эти деньги возвращались только в том случае, если кочегар трудился добросовестно и вел себя примерно в течение всей навигации. Такой же низкий уровень заработной платы был у матросов (8-12 рублей), а также у грузчиков и бакенщиков (10-12 рублей). К тому же предприниматели выработали целую систему обсчитывания и надувательства матросов. Например, на промежуточных пристанях, где не было грузчиков, вся погрузка и выгрузка производилась матросами бесплатно или с минимальной оплатой.

Формы оплаты труда служащих практиковались разные, причем нередко все они применялись одновременно на одном и том же предприятии в отношении разных групп служащих или даже к отдельным лицам из них. Существовали два основных вида оплаты труда – денежный и продовольственный. Последний в большинстве случаев служил дополнением к первому. Денежная плата в свою очередь разделялась на две формы – месячную и аккордную за известное время (навигацию, зиму и пр.) или за известную отдельную, разовую работу (рейс, проводку судна через мель и т.д.). Преимущественной формой оплаты труда была месячная.

Таковы были условия оплаты труда судовых служащих на Волге. Как видно из приведенного выше, нормальными приз­нать их нельзя, так как на данную заработную плату прокормить семью было почти невозможно.

Если принять во внимание также и кабальные условия договора рабочих с судовладельцем, то становится ясно, что судорабочий являлся бесправным батраком на судне, имевшим только обязанности. Но волжские судорабочие боялись потерять заработок и остаться без дела, так как желающих занять их место было достаточно. Поэтому они по многу лет служили у одного и того же хозяина, приезжая к открытию навигации на те суда, на которых плавали ранее.

М.И.Сагеев

ustrojstvo-pk.html
ustrojstvo-ultrazvukovogo-izmereniya-dalnosti.html
ustrojstvo-vivoda-informacii.html
ustupi-dorogu-moskovskaya-pravda-sergej-zubrin-25102008-232-str-8-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-2.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekotorie-elementi-opita-belorusskih-obedinenij-predprinimatelej-po-lobbirovaniyu-i-zashite-prav-predprinimatelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalas-borba-s-kontrabandoj-14-maya-2009-goda-v-moskve-v-informacionnom-agentstve-interfaks-sostoyalas-press-konferenciya.html
  • institute.bystrickaya.ru/faktori-ekologicheskoj-opasnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/32-problemi-ekspluatacii-kompyuternih-sistem-bronirovaniya-i-interneta-ii-vnedrenie-kompyuternih-sistem-bronirovaniya-26.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-primernij-perechen-tem-dlya-referatov-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-kratkosrochnaya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/inie-predpriyatiya-i-organizacii-rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-9-yanvarya-2004-g-n-22-r-s-izmeneniyami-ot-5-oktyabrya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-struktura-predstavleniya-deklaracii-po-strahovim-vznosam-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-dlya-lic-proizvodyashih-viplati-fizicheskim-licam-v-elektronnom-vide-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-issledovaniyu-deyatelnosti-regionalnih-i-municipalnih-organov-vlasti-po-regulirovaniyu-socialnih-processov-v-mestnom-soobshestve.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-razvitiya-agropromishlennogo-kompleksa-chast-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkij-cerkvi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-lii-hitroumnij-idalgo-don-kihot-lamanchskij-migel-de-servantes-saavedra-perevod-s-ispanskogo-n-lyubimova.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-rezultatov-eksperimenta-teoriya-kriterii-nauchnosti-i-istinnosti-teorii.html
  • college.bystrickaya.ru/3-oborot-malih-predpriyatij-doklad-dinamika.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-dalnejshego-izucheniya-evangelizm.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-drevnego-vostoka-7.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bugaev-a-f-globalnaya-ekologiya-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/parametri-kabelya-s-mednimi-zhilami-v-stalnoj-obolochke-mezhgosudarstvennij-standart-korotkie-zamikaniya-v-elektroustanovkah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nikolaevskij-v-v-stranica-15.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-torgovo-promishlennih-palatah-v-rossijskoj-federacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-hajdegger-evropejskij-nigilizm-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vedushie-mosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-srp-vstupil-v-silu-v-1996-godu-vdannom-zakone-soderzhitsya-opredelenie-ponyatiya-soglashenie-o-razdele-produkcii-dalee-srp.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhica-reznica-rozitten-rodina-b-f-infanteva-detstvo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-26.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-sledovatelya-s-organami-doznaniya-pri-proizvodstve-predvaritelnogo-sledstviya-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-vnutrennee-predstavlenie-dannih-v-pamyati-evm-1-semestr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-stranica-11.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mazurkevich-s-a-spisok-najdennoj-literaturi.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-mozhno-bit-stranica-17.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skaz-pro-to-kak-ivanushka-carstvo-spasal.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-nauchnoe-obosnovanie-sostoyaniya-mineralno-sirevoj-bazi-i-vostrebovannosti-poleznih-iskopaemih-irkutskoj-oblasti-na-rossijskom-i-mirovom-rinkah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-ocenki-i-sopostavleniya-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-razmeshaetsya-na-oficialnom-sajte-v-techenie-dnya-sleduyushego-posle-dnya-podpisaniya-ukazannogo-protokola.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-ispolzovanie-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij-v-obrazovanii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kesarevo-sechenie-u-koshek-chast-11.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsego-po-respublike-doklad-socialno-ekonomicheskoe-razvitie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.