.RU

Условия труда и жизни речных работников - Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой...


^ Условия труда и жизни речных работников Волжско-Камского бассейна во второй половине XIX — начале XX вв.

К 70-м годам XX века паровой транспорт одержал решитель­ную победу над непаровыми видами тяги (бурлаками и коновод­ными машинами) и привел к их полному вытеснению. Свиде­тельством полной победы паровой техники над старым спосо­бом транспортировки судов является то, что к концу 1860-х годов Главное управление путей сообщения пере­стает заботиться о поддержании в удовлетворительном состоя­нии бечевника, береговой полосы, по которой шли бурлаки.

Развитие парового флота и окончательное вытеснение им бурлацкого промысла привели к появлению в судоходстве новых массовых профессий – кочегаров, матросов, грузчиков и бакенщиков. Большую роль при этом сыграли резервы рабочей силы на рынках труда и введение так называемого свободного найма.

В прошлое уходят времена, когда рабочие нанимались на суда артельно, на основе круговой поруки. На пароходах устанавливаются капиталистические отношения свободного найма каждого рабочего в отдельности. Работников массовых профессий нанимали на суда капитаны и водоливы1, а на пристанях на погрузо-разгрузочные работы – подрядчики. Большинство рабочих еще давали взятку за то, что их приняли на работу, - делали подарки или выполняли у нанимателей домашние работы. Договором найма судорабочих служила обычно расчетная книжка, выдаваемая каждому служащему в день его явки на работу. «С момента получения расчетной книжки, – отмечает один из исследователей волжского судоходства, – рабочий лишается какой бы то ни было самостоятельности. Он встает, работает, ест, отдыхает по печатным правилам, всякое нарушение которых влечет за собой штрафы, а в более серьезных случаях, - полный остракизм без расчета»1.

Расчетная книжка состояла из следующих граф: название пароходства, имя и фамилия рабочего, должность, срок поступления, жалованье, перемещение по службе, срок и причина увольнения, срок паспорта, условия найма и чистые листы с графами для записи выдаваемого жалованья. На практике «расчетная книжка на Волге, за редкими исключениями, вошла в непременный обычай при найме рабочих на пароходы, но на непаровых судах многие рабочие расчетной книжки не имеют»2. В последнем случае рабочий снабжался маленькой тетрадкой «для записи выдаваемых ему в счет жалованья денег»3. В ней не было ни условий найма, ни даже подписи хозяина.

По этим расчетным книжкам и тетрадкам видно, что положение судорабочих оставалось таким же тяжелым и бесправным, каким оно было при крепостном праве. Пароходовладельцы и их доверенные лица пользовались неограниченной властью, подвергали своих подчиненных штрафам за всякую провинность или просто выгоняли с работы в любое время и в любом месте. Правила службы, фигурировавшие в расчетных книжках, сводились в общем к тому, что поступивший на службу рабочий обязан был исполнять свои обязанности «с усердием и знанием дела», беспрекословно повиноваться всем распоряжениям старших по службе лиц, «вести себя честно и трезво», ни под каким предлогом не отлучаться самовольно с места службы и не отказываться от службы раньше окончания срока найма4.

В ряде правил содержались особые пункты об обязанностях лоцмана и в особенности водоливов, на которых возлагалась полная ответственность за сохранность груза. А в правилах крупных пассажирских предприятий были требования хорошего поведения и вежливого обхождения с пассажирами. Рабочим, которые несли службу на пароходах данных предприятий, запрещалось брать с собой продукты и другие товары, причем виновные в нарушении этого правила подвергались высшей мере наказания – увольнению со службы с вычетом месячного жалованья1. Другие меры взыскания за нарушение правил, грубость, пьянство и прочие проступки сводились главным образом к денежным штрафам, размер которых в большинстве случаев составлял от 1 до 3 рублей, но на некоторых предприятиях доходил до половины месячной зарплаты.

В очень редких случаях в правилах, кроме оплаты найма, оговаривались и некоторые обязанности нанимателя, например, лечение заболевших служащих за счет предприятия в течение определенного времени (не более 3-х месяцев) или страхование от несчастных случаев в различных страховых обществах.

Что касается труда судорабочих, то он был далеко не из легких, как могло показаться на первый взгляд. В течение всей навигации (а она продолжалась на Волге до 200 дней) служащие на судах не знали никаких праздников, то есть не имели ни одного дня полноценного отдыха, а между тем работа их требовала постоянного напряжения. Особо несладко прихо­дилось верхней команде рабочих, которая в большинстве случаев работала под открытым небом: и под палящими лучами летнего солнца, и под холодным осенним дождем. А кочегары и масленщики, составлявшие нижнюю команду, наоборот, «хотя и не несут очень тяжелого физического труда, но зато принуждены работать все время в душном, насыщенном парами мазута машинном и кочегарном трюме и при очень высоких температурах»2.

Еще хуже их положение становилось при различных осложнениях в пути, «вроде постановки судна на мель, что в межень бывало обычным явлением»1. В таких случаях судорабочим приходилось не спать по 2-3 суток.

Особую группу рабочих в судоходстве составляли грузчики. По существу они не были судоходными служащими, так как в основном содержались не самими судоходными пред­приятиями, а особыми подрядчиками. Специальной одежды грузчики не имели, одевались кто во что горазд. На ногах – лапти, которые изнашивались за 2-3 дня, на руках – рукавицы для защиты от мозолей и ссадин. В течение дня грузчику приходилось переносить по 200-300 пудов, а в дни особенно напряженной работы – 700-800 пудов и более. Многие грузчики при малейшей оплошности становились калеками или совсем лишались жизни. Условия найма на работу были такими же кабальными, как и представителей других групп судорабочих.

Тяжелая работа была и у путейских сторожей – бакенщиков, которые в навигационное время обслуживали фарватер реки указательными и предупредительными знаками. Жили они обычно в землянках, спали на полу. Довольствовались бакенщики чуть ли не одним черным хлебом, покупаемым на несколько дней.

Как видно из вышесказанного, труд судорабочих был очень сложен и опасен для здоровья, требовал больших энергозатрат, но при всем этом заработная плата этих рабочих понижалась из года в год и для того, чтобы скопить немного денег для своей семьи, они вынуждены были экономить на еде. Так, в 1860 году кочегарам на волжских буксирных пароходах платили 10-11 рублей в месяц, на пассажирских – 12 рублей, на кабестанных – 10 рублей2. Но полностью заработную плату они не получали, с них ежемесячно удерживались, согласно условиям найма, «навигационные» от 1 до 3, а в отдельных случаях до 4 рублей. Эти деньги возвращались только в том случае, если кочегар трудился добросовестно и вел себя примерно в течение всей навигации. Такой же низкий уровень заработной платы был у матросов (8-12 рублей), а также у грузчиков и бакенщиков (10-12 рублей). К тому же предприниматели выработали целую систему обсчитывания и надувательства матросов. Например, на промежуточных пристанях, где не было грузчиков, вся погрузка и выгрузка производилась матросами бесплатно или с минимальной оплатой.

Формы оплаты труда служащих практиковались разные, причем нередко все они применялись одновременно на одном и том же предприятии в отношении разных групп служащих или даже к отдельным лицам из них. Существовали два основных вида оплаты труда – денежный и продовольственный. Последний в большинстве случаев служил дополнением к первому. Денежная плата в свою очередь разделялась на две формы – месячную и аккордную за известное время (навигацию, зиму и пр.) или за известную отдельную, разовую работу (рейс, проводку судна через мель и т.д.). Преимущественной формой оплаты труда была месячная.

Таковы были условия оплаты труда судовых служащих на Волге. Как видно из приведенного выше, нормальными приз­нать их нельзя, так как на данную заработную плату прокормить семью было почти невозможно.

Если принять во внимание также и кабальные условия договора рабочих с судовладельцем, то становится ясно, что судорабочий являлся бесправным батраком на судне, имевшим только обязанности. Но волжские судорабочие боялись потерять заработок и остаться без дела, так как желающих занять их место было достаточно. Поэтому они по многу лет служили у одного и того же хозяина, приезжая к открытию навигации на те суда, на которых плавали ранее.

М.И.Сагеев

ustrojstvo-pk.html
ustrojstvo-ultrazvukovogo-izmereniya-dalnosti.html
ustrojstvo-vivoda-informacii.html
ustupi-dorogu-moskovskaya-pravda-sergej-zubrin-25102008-232-str-8-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-2.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-problemi-korporativnih-finansov-dlya-napravleniya-080100-68-ekonomika-podgotovki-magistra-avtor-prepodavatel-shamraeva-s-a.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologiya-vozdushnogo-bassejna-kak-globalnaya-problema-chelovechestva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/relyativistskij-podhod-k-teorii-istini-chast-2.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-17-verhovnij-glavnokomanduyushij-emelyanov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-chelovecheskie-potrebnosti-kak-faktor-formirovaniya-instituta-mezhdunarodnoj-bezopasnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-centralnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-avgusta-2011-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyavlyaet-otkritij-konkurs-na-provedenie-rabot-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-laboratornogo-oborudovaniya-po-programme-ren-oao-ak-transnefteprodukt-2012-god-organizator-konkursa.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-respublikanskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-kultura-mira-na-sovremennom-etape-g-ufa-28-aprelya-2011-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-v-altajskom-krae-goda-rossijskoj-istorii-i-prazdnovaniya-1150-letiya-zarozhdeniya-rossijskoj-gosudarstvennosti-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-taganrog-2007.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-podgotovitelnie-materiali-po-podgotovke-vipusknikov-9-h-klassov-k-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-po-geometrii-za-kurs-osnovnoj-shkoli.html
  • shkola.bystrickaya.ru/neandertalec-i-prichini-ego-ischeznoveniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-prohodit-v-chetire-etapa-zaochnij-etap-online-testirovanie-s-1-po-15-dekabrya-2011-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novosti-mo-rapn-konferencii-publikacii-konkursi-politologicheskogo-soobshestva.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-260-12-2008-osvobozhdenie-za-mgnovenie-10.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xi-opredelenie-terminov-karl-gustav-yung.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspredelenie-vipusknikov-9-klassa-publichnij-otchet-2009-god.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shiarmashili-sheberler-mektebn-krkem-sz-ou-bait-bojinsha.html
  • report.bystrickaya.ru/gyunter-grass-inostrannaya-literatura.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriticheskie-ocherki-i-kritiki-modern-i-olega-lekmanova-predislovie-i-primechaniya-olega-lekmanova.html
  • education.bystrickaya.ru/-gorod-udostoilsya-osoboj-pohvali-na-mezhdunarodnom-investicionnom-forume-proestate.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4partijnij-sostav-kniga-vchk-vdvuh-tomah-tom-1-ocr-chernovol-v-g-krasnaya-kniga-vchk-t-2e-izd.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-voprosi-trebuyushie-bolshego-vnimaniya-russuan-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-ih-modifikacii-rukovodstvo-ko-ekspluatacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovoe-obespechenie-svoevremennosti-raschetov-za-postavlyaemuyu-selskohozyajstvennuyu-produkciyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovershit-osvyashenie-krestilnogo-hrama-sv-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira-pri-ioanno-predtechenskom-sobore-g-prokopevska-nachalo-v-9-00-podrobnee-nizhe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-specialnosti-060801-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-apk-institut-distancionnogo-obrazovaniya-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-o-rezultatah-publichnih-slushanij-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemno-tematicheskij-kurs.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrakt-vstupaet-v-silu-s-momenta-podpisaniya-ili-s-dati-opredelennoj-storonami-v-kontrakte-kontrakt-vstupaet-v-silu-nezavisimo-ot-togo-bil-izdan-prikaz-o-zachislenii-na-rabotu-ili-net.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kubanskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sverdlovskaya-oblastnaya-associaciya-bivshih-nesovershennoletnih-uznikov-getto-i-nacistskih-konclagerej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-uchashihsya-zanimayushihsya-v-matematicheskom-kruzhke.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliya-o-lichnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-pod-red-mapelman.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-6-energomonitoring-i-energosberezhenie-programma-sankt-peterburg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.