.RU

Условия труда и жизни речных работников - Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой...


^ Условия труда и жизни речных работников Волжско-Камского бассейна во второй половине XIX — начале XX вв.

К 70-м годам XX века паровой транспорт одержал решитель­ную победу над непаровыми видами тяги (бурлаками и коновод­ными машинами) и привел к их полному вытеснению. Свиде­тельством полной победы паровой техники над старым спосо­бом транспортировки судов является то, что к концу 1860-х годов Главное управление путей сообщения пере­стает заботиться о поддержании в удовлетворительном состоя­нии бечевника, береговой полосы, по которой шли бурлаки.

Развитие парового флота и окончательное вытеснение им бурлацкого промысла привели к появлению в судоходстве новых массовых профессий – кочегаров, матросов, грузчиков и бакенщиков. Большую роль при этом сыграли резервы рабочей силы на рынках труда и введение так называемого свободного найма.

В прошлое уходят времена, когда рабочие нанимались на суда артельно, на основе круговой поруки. На пароходах устанавливаются капиталистические отношения свободного найма каждого рабочего в отдельности. Работников массовых профессий нанимали на суда капитаны и водоливы1, а на пристанях на погрузо-разгрузочные работы – подрядчики. Большинство рабочих еще давали взятку за то, что их приняли на работу, - делали подарки или выполняли у нанимателей домашние работы. Договором найма судорабочих служила обычно расчетная книжка, выдаваемая каждому служащему в день его явки на работу. «С момента получения расчетной книжки, – отмечает один из исследователей волжского судоходства, – рабочий лишается какой бы то ни было самостоятельности. Он встает, работает, ест, отдыхает по печатным правилам, всякое нарушение которых влечет за собой штрафы, а в более серьезных случаях, - полный остракизм без расчета»1.

Расчетная книжка состояла из следующих граф: название пароходства, имя и фамилия рабочего, должность, срок поступления, жалованье, перемещение по службе, срок и причина увольнения, срок паспорта, условия найма и чистые листы с графами для записи выдаваемого жалованья. На практике «расчетная книжка на Волге, за редкими исключениями, вошла в непременный обычай при найме рабочих на пароходы, но на непаровых судах многие рабочие расчетной книжки не имеют»2. В последнем случае рабочий снабжался маленькой тетрадкой «для записи выдаваемых ему в счет жалованья денег»3. В ней не было ни условий найма, ни даже подписи хозяина.

По этим расчетным книжкам и тетрадкам видно, что положение судорабочих оставалось таким же тяжелым и бесправным, каким оно было при крепостном праве. Пароходовладельцы и их доверенные лица пользовались неограниченной властью, подвергали своих подчиненных штрафам за всякую провинность или просто выгоняли с работы в любое время и в любом месте. Правила службы, фигурировавшие в расчетных книжках, сводились в общем к тому, что поступивший на службу рабочий обязан был исполнять свои обязанности «с усердием и знанием дела», беспрекословно повиноваться всем распоряжениям старших по службе лиц, «вести себя честно и трезво», ни под каким предлогом не отлучаться самовольно с места службы и не отказываться от службы раньше окончания срока найма4.

В ряде правил содержались особые пункты об обязанностях лоцмана и в особенности водоливов, на которых возлагалась полная ответственность за сохранность груза. А в правилах крупных пассажирских предприятий были требования хорошего поведения и вежливого обхождения с пассажирами. Рабочим, которые несли службу на пароходах данных предприятий, запрещалось брать с собой продукты и другие товары, причем виновные в нарушении этого правила подвергались высшей мере наказания – увольнению со службы с вычетом месячного жалованья1. Другие меры взыскания за нарушение правил, грубость, пьянство и прочие проступки сводились главным образом к денежным штрафам, размер которых в большинстве случаев составлял от 1 до 3 рублей, но на некоторых предприятиях доходил до половины месячной зарплаты.

В очень редких случаях в правилах, кроме оплаты найма, оговаривались и некоторые обязанности нанимателя, например, лечение заболевших служащих за счет предприятия в течение определенного времени (не более 3-х месяцев) или страхование от несчастных случаев в различных страховых обществах.

Что касается труда судорабочих, то он был далеко не из легких, как могло показаться на первый взгляд. В течение всей навигации (а она продолжалась на Волге до 200 дней) служащие на судах не знали никаких праздников, то есть не имели ни одного дня полноценного отдыха, а между тем работа их требовала постоянного напряжения. Особо несладко прихо­дилось верхней команде рабочих, которая в большинстве случаев работала под открытым небом: и под палящими лучами летнего солнца, и под холодным осенним дождем. А кочегары и масленщики, составлявшие нижнюю команду, наоборот, «хотя и не несут очень тяжелого физического труда, но зато принуждены работать все время в душном, насыщенном парами мазута машинном и кочегарном трюме и при очень высоких температурах»2.

Еще хуже их положение становилось при различных осложнениях в пути, «вроде постановки судна на мель, что в межень бывало обычным явлением»1. В таких случаях судорабочим приходилось не спать по 2-3 суток.

Особую группу рабочих в судоходстве составляли грузчики. По существу они не были судоходными служащими, так как в основном содержались не самими судоходными пред­приятиями, а особыми подрядчиками. Специальной одежды грузчики не имели, одевались кто во что горазд. На ногах – лапти, которые изнашивались за 2-3 дня, на руках – рукавицы для защиты от мозолей и ссадин. В течение дня грузчику приходилось переносить по 200-300 пудов, а в дни особенно напряженной работы – 700-800 пудов и более. Многие грузчики при малейшей оплошности становились калеками или совсем лишались жизни. Условия найма на работу были такими же кабальными, как и представителей других групп судорабочих.

Тяжелая работа была и у путейских сторожей – бакенщиков, которые в навигационное время обслуживали фарватер реки указательными и предупредительными знаками. Жили они обычно в землянках, спали на полу. Довольствовались бакенщики чуть ли не одним черным хлебом, покупаемым на несколько дней.

Как видно из вышесказанного, труд судорабочих был очень сложен и опасен для здоровья, требовал больших энергозатрат, но при всем этом заработная плата этих рабочих понижалась из года в год и для того, чтобы скопить немного денег для своей семьи, они вынуждены были экономить на еде. Так, в 1860 году кочегарам на волжских буксирных пароходах платили 10-11 рублей в месяц, на пассажирских – 12 рублей, на кабестанных – 10 рублей2. Но полностью заработную плату они не получали, с них ежемесячно удерживались, согласно условиям найма, «навигационные» от 1 до 3, а в отдельных случаях до 4 рублей. Эти деньги возвращались только в том случае, если кочегар трудился добросовестно и вел себя примерно в течение всей навигации. Такой же низкий уровень заработной платы был у матросов (8-12 рублей), а также у грузчиков и бакенщиков (10-12 рублей). К тому же предприниматели выработали целую систему обсчитывания и надувательства матросов. Например, на промежуточных пристанях, где не было грузчиков, вся погрузка и выгрузка производилась матросами бесплатно или с минимальной оплатой.

Формы оплаты труда служащих практиковались разные, причем нередко все они применялись одновременно на одном и том же предприятии в отношении разных групп служащих или даже к отдельным лицам из них. Существовали два основных вида оплаты труда – денежный и продовольственный. Последний в большинстве случаев служил дополнением к первому. Денежная плата в свою очередь разделялась на две формы – месячную и аккордную за известное время (навигацию, зиму и пр.) или за известную отдельную, разовую работу (рейс, проводку судна через мель и т.д.). Преимущественной формой оплаты труда была месячная.

Таковы были условия оплаты труда судовых служащих на Волге. Как видно из приведенного выше, нормальными приз­нать их нельзя, так как на данную заработную плату прокормить семью было почти невозможно.

Если принять во внимание также и кабальные условия договора рабочих с судовладельцем, то становится ясно, что судорабочий являлся бесправным батраком на судне, имевшим только обязанности. Но волжские судорабочие боялись потерять заработок и остаться без дела, так как желающих занять их место было достаточно. Поэтому они по многу лет служили у одного и того же хозяина, приезжая к открытию навигации на те суда, на которых плавали ранее.

М.И.Сагеев

ustrojstvo-pk.html
ustrojstvo-ultrazvukovogo-izmereniya-dalnosti.html
ustrojstvo-vivoda-informacii.html
ustupi-dorogu-moskovskaya-pravda-sergej-zubrin-25102008-232-str-8-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-2.html
utamozhennika-bilo-gladkoe-okrugloe-lico-virazhayushee-samie-dobrie-chuvstva-on-bil-pochtitelno-privetliv-i-blagozhelatelen-stranica-8.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tvorchestvo-i-d-sazanova-v-kontekste-russkoj-literaturi-konca-xix-nachala-xx-veka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-aprelya-feliks-dzerzhinskij-dnevnik-zaklyuchennogo-pisma.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorod-kak-chelovek-on-rozhdaetsya-lyubit-i-serditsya-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-celi-opredeleniya-i-principi-matematicheskogo-modelirovaniya-vidi-modelej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-15-dogovori-renti-a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-geografii-velikie-puteshestvenniki-i-issledovateli.html
  • control.bystrickaya.ru/centralnij-bank-i-ego-rol-v-ustanovlenii-makroekonomicheskogo-ravnovesiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predposilki-dlya-dostizheniya-visokih-rezultatov-zakoni-vnusheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-determinacionnij-analiz-ekonomicheskoj-i-sociologicheskoj-informacii-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-magisterskaya-programma-521619-ekonomicheskaya-sociologiya-tretij-uroven.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-monitoringa-i-ocenki-realizacii-strategii-28-korrektirovka-celej-i-metodov-ih-dostizheniya-29-strategicheskij-kontrol-30.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-dlya-uchitelya-2-klass-dopusheno-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zagadochnie-sverhvozmozhnosti-cheloveka-stranica-12.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-20-noyabrya-2009-goda-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-2-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-ekz--100-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/murmansk-gde-12-mesyacev-zima-ostalnoe-leto-yurij-belov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-po-matematike.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-seminara-poznakomit-pedagogov-s-ponyatiyami-issledovanie-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-080502-65-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-osnovi-nejropsihologii-specialnost-030301-65-020400-psihologiya-kaliningrad.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskva-molodaya-gvardiya-1987-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/buh-oblk-u-byudzhetnih-ustanovah.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seksualnie-nravi-voin-v-istorii-yaponii.html
  • credit.bystrickaya.ru/polovaya-socializaciya-malchikov-i-devochek-v-seme-i-obshestve.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4122-po-dlya-obektno-orientirovannogo-programmirovaniya-nitetest-132-naimenovanie-operatora-elektronnoj-ploshadki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-p-kuznecova--obraz-bogorodici-v-severno-russkih-materiali-3-j-regionalnoj-nauchnoj-konferencii-posvyashennoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnij-professionalnij-plan-uchashegosya-rekomendacii-uchashimsya-po-samovospitaniyu-rekomendacii-k-sobesedovaniyu-pri-prieme-na-rabotu-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dimshic-m-n-potrebitelskaya-loyalnost-s-p-2007-dimshic-m-n-manipulirovanie-pokupatelem.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-7-bibliotechnoe-delo-v-period-pervoj-fevralskoj-revolyucii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-obshee.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurkulion-curculio.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-i-oformleniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-finansi-i-kredit.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-28.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-psihologiya-nkradina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-v-vigotskij-borzova-l-p-igri-na-uroke-istorii-metod-posobie-dlya-uchitelya-l-p-borzova-m-vlados-press-2003.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referatov-po-kursu-istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.