.RU

Утилитаризм

А.А. Гусейнов

Термин "утилитаризм" принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873). Так называлось его основное морально-философское произведение - "Утилитаризм" (1863), в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в трактате "Введение в основание нравственности и законодательства" (1780, опубл. 1789). Благодаря Миллю именно под этим названием он вошел в историю этики как особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Джереми Вентам. Ранний, или классический, утилитаризм предложил моральную теорию, в которой, так же как это было у французских материалистов (в частности, у Гельвеция), этика непосредственно опирается на антропологию. Так, по Бентаму, удовольствия и страдание суть основополагающие природные принципы человеческой жизни. Мораль, право и государство должны строиться в соответствии с этим природным началом. Для социальных институтов Бентам обобщенно обозначает это начало как принцип полезности, или величайшего (возможного) счастья или благоденствия. В развернутой форме он утверждает "величайшее счастье всех тех, о чьем интересе идет дело, истинной и должной целью человеческого действия", целью "во всех отношениях желательной", а также "целью человеческого действия во всех положениях, и особенно в положении должностного лица или собрания должностных лиц, пользующихся правительственной властью" [1]. Формулировка принципа пользы не принадлежит Бентаму, и он никогда не приписывал ее себе. Она проходит через весь XVIII в., начиная с Ф. Хатчесона [2], и встречается у Ч. Беккария, Д. Пристли, К. Гельвеция и др. Однако именно Бентам придал ей принципиальное значение для построения теории морали. Бентам рассматривал ее не только как описательный и объяснительный принцип нравственности, но и как основополагающее этико-нормативное начало: принцип полезности задает главный критерий оценки действий.

1 Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капустина. М., 1998. С. 9.

2 У Хатчесона эта формулировка имеет следующий вид: "То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей" (Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели [II, III, VIII] // Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973. С. 174). Впоследствии многие комментаторы, в том числе Г. Сиджвик, а вслед за ним и Дж. Ролз, необоснованно рассматривали Хатчесона в качестве зачинателя утилитаризма. Идея этого принципа хотя и не в сформулированном, но развернутом виде встречается уже у Цицерона (Цицерон. Об обязанностях [III, VI, 26] // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 129-131).

Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение - это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза - всякая польза, в том числе выгода. Бентам безусловно "генерализировал" принцип полезности, полагая, что он обобщает все известные принципы морали. Приведя девять различных принципов, отстаивавшихся в моральной философии XVIII в., Бентам замечает: "Фразы различны, но принцип один и тот же" [1].

Соединением добродетели и пользы, а также, как это видно из развернутой формулировки принципа полезности, морали и политики Бентам серьезно покушался на устойчивые стереотипы морального сознания и этики, а именно на то, что добродетель противоположна пользе и что в политике и в морали основополагающие принципы различны. Однако Бентам придерживался представления о цельности ценностной сферы и рассматривал антитезу добродетели и пользы как результат смутного понимания как одного, так и другого. Как выразил это русский последователь Бентама Н.Г. Чернышевский (1828-1889), различия между пользой и добром носят лишь количественный характер: польза - превосходная степень удовольствия, добро - превосходная степень пользы [2]. Поэтому для Бентама при правильном понимании блага нет существенной разницы между удовольствием, пользой, добродетелью и счастьем: это разные слова для обозначения одного и того же. Польза - обобщающее понятие, но

1 Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Указ. соч. С. 23.

2 См.: Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. М., 1951. Т. 3. С. 247-249.

проверить, является ли определенное действие человека или мера правительства нравственной, или полезной, или доброй, мы реально можем, лишь исследуя в какой степени оно содействовало повышению количества и качества удовольствия людей. Поэтому, приведя реестр основных удовольствий и страданий человека и дав их классификацию, Бентам посвятил специальную главу возможности измерения удовольствий и страданий. Но если в этом он продолжал традиции английской моральной философии, то в анализе различных случаев моральной оценки на основе сопоставления мотива и результата (причем не только по критерию положительный - отрицательный, но и по их качественно-ценностному разнообразию) [1] Бентаму принадлежит несомненный приоритет.

1 См.: Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Указ. соч. Гл. XI.

Джон Стюарт Милль придал утилитаризму статус концепции, не только выступив с опровержением многочисленных критиков учения Бентама, но и сформулировав позиции утилитаризма по отношению к априоризму и интуитивизму, в частности, как они были выражены Кантом и его английскими последователями.

В продолжение той линии в моральной философии, которая идет от Аристотеля и Эпикура, и в противовес кантианству - Милль выводит мораль из того, что составляет конечную (высшую) цель человека. Все люди стремятся к удовлетворению своих желаний, и счастье, или польза заключаются в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. При этом утилитаризм - это теория, направленная против эгоизма, т.е. против такой точки зрения, согласно которой добро заключается в удовлетворении человеком личного интереса. Приемлемость или неприемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели, т.е. общему счастью. На этом же основываются определения (оценки) явлений и событий как хороших или дурных.

Соответственно, мораль определяется Миллем как "такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями" [2].

2 Миллъ Дж.С. Утилитарианизм. О свободе: 3-е изд. СПб., 1900. С. 107.

В полемике с критиками утилитаризма Милль проясняет принцип пользы. Польза действительно заключается в счастье. Но это не личное, а общее счастье: от личности требуется не стремиться к собственному счастью, а содействовать счастью других людей. Такого рода требования имеют смысл. Поскольку было бы наивным уповать на достижение всеобщего счастья и даже счастья значительной части людей, принцип пользы на самом деле предполагает (и предполагает в первую очередь) стремление человека к устранению и уменьшению несчастья. А это уже вполне реалистичная цель.

Провозглашая общее благо как высший принцип нравственности, Милль, как и его предшественник Бентам, подчеркивал, что человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо. Вполне в духе протестантской этики тем самым предполагается, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение; но исполнить его с чистыми руками, по совести - добродетельно. Соответственно Милль решал и проблему добродетели: хотя добродетель может восприниматься индивидом как благо само по себе, она не является целью самой по себе, а есть лишь средство для ее достижения. "Человек не имеет ни малейшего побуждения, ни малейшего желания быть добродетельным: добродетель возбуждает его желание только потому, что составляет средство получить наслаждение и, в особенности, устранить страдание..." [1]. Добродетель ценна не сама по себе, а как средство для достижения счастья или как часть счастья.

1 Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. Там же. С. 148.

Уровни нравственности. Главный моральный принцип утилитаризма конкретизируется в менее общих принципах второго уровня. И если брать моральные обязанности человека, то каждая из них соотнесена с второстепенными принципами. Эти принципы не менее значимы, чем главный принцип, и степень их обязательности такая же, как у главного принципа. Структура морали у Милля задается иерархией главного принципа (принципа пользы) и производных, или второстепенных принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, например, принцип справедливости, правила "не вреди", "противодействуй несчастью", "соблюдай интересы ближних"; сюда же, можно отнести заповеди Декалога. На практике люди обходятся второстепенными принципами и нередко даже понятия не имеют о существовании главного принципа. Однако в случае конфликта между различными второстепенными принципами роль общего основания для его разрешения играет главный принцип.

Милль не объяснил механизма этого разрешения, однако, по логике Милля, моральный выбор и оценка должны осуществляться посредством определения предпочтительных с точки зрения принципа пользы удовольствий. Этот способ отвечает следующему правилу: "Если все или почти все, испытавшие два какие-либо удовольствия, отдают решительное предпочтение одному из них, и к этому предпочтению не примешиваются чувства какой-либо нравственной обязанности, то это удовольствие и будет более ценное, чем другие" [1]. Иными словами, надежным основанием для качественной характеристики удовольствий, определения того, какое из них наиболее ценно, является общее мнение или, в случае разногласий, мнение большинства тех, кто испытал на себе разные удовольствия. Однако на вопрос о том, как происходит выявление этого доминирующего мнения, Милль не дает ответа.


vasilij-dmitrievich-zaharchenko-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-4.html
vasilij-i-dmitrievich.html
vasilij-makarovich-shukshin-stranica-5.html
vasilij-makarovich-shukshin.html
vasilij-shukshin-i-vladimir-visockij-paralleli-hudozhestvennih-mirov.html
vasnecov-viktor-mihajlovich.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hrestomatiya-po-istorii-russkogo-prava-sostavil-m-vladimirskij-budanov-vipusk-tretij-izdanie-trete-1888-g-allpravo-ru-2005-stranica-10.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povestka-dnya-zasedaniya-postoyannoj-komissii-po-gosudarstvennomu-administrativno-territorialnomu-ustrojstvu-i-mestnomu-samoupravleniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-matematika-sostavlena-kafedroj-visshaya-matematika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/na-20082009uchebnij-god-programma-seminara-3-1-kuratorstvo-uchebno-vospitatelnaya-rabota-v-akademicheskih-gruppah-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtoritetnie-mneniya-ob-alkogole-normalnaya-kultura-nenormalnih-lyudej-4-chto-takoe-alkogol-5-posledstviya-upotrebleniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/frejya-asvinn-runi-i-misterii-severnih-narodov-runi-i-zhenskaya-sila-stranica-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogo-34-chasa-zanyatij-novoe-kachestvo-obrazovaniya-v-shkole-budushego-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-klyuchevaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/naimenovanie-spasatelnih-sluzhb-obuchenie-sootvetstvuyushih-grupp-naseleniya-po-novim-programmam-organizovat-s-2007-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-6-klass-avtor-kotova-irina-anatolevna-uchitel-istorii-i-obshestvoznaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravo-grazhdan-na-informaciyu-i-ego-garantii.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomobil-zholdari-salasindai-memlekettk-krsetletn-izmet-reglamenttern-bektu-turali.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabajkalskogo-kraya-ocenka-i-perspektivi-razvitiya-materiali-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-chast-i-irkutsk-izdatelstvo-bguep-2010-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-provedeniyu-i-ocenke-monitoringa-stepeni-obuchennosti-po-matematike-vvedenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-k-trem-izdaniyam-stranica-17.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-231916-prodolzheniepodval-na-mojke-noch-29-go-dekabrya-knyaz-feliks-yusupov-memuari-feliks-yusupov-feliks.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-n-matyushin-uchenij-arheolog-otkrivshij-i-issledovavshij-neskolko-naibolee-rannih-stoyanok-cheloveka-na-territorii-rossii-stranica-15.html
  • grade.bystrickaya.ru/obobshenie-metoda-vlozhennih-matematicheskih-modelej-na-osnove-bajesovskogo-podhoda-k-regulyarizacii-zadach-nejrosetevogo-modelirovaniya-nalogovogo-i-finansovogo-kontrolya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-j-klass136-chasov-obrazovatelnie-programmi-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-5-dnevnih-uchebnih-sborov-s-grazhdanami-obuchayushimisya-v-gosudarstvennih-obrazovatelnihorganizaciyah-podvedomstvennih-departamentu-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-po-klassam-v-2010-2011-uchebnom-godu-publichnij-otchet-za-2010-2011-uchebnij-god-kratkaya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3primer-organizacionnoj-strukturi-izbiratelnoj-kampanii-metodicheskoe-posobie-izdanie-vtoroe-novosibirsk-2000-soderzhanie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/13-af-losev-i-russkaya-religioznaya-filosofiya-i-i-polzunova-bijskij-tehnologicheskij-institut-filial-yu-v.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poeticheskoe-nasledie-narodnoj-hudozhestvennoj-kulturi-russkogo-naroda.html
  • studies.bystrickaya.ru/dumi-o-sostoyanii-zakonodatelstva-samarskoj-oblasti-samara-2006-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-kvalifikacionnie-testi-po-socialnoj-gigiene-i-organizacii-zdravoohraneniya-pod-redakciej.html
  • books.bystrickaya.ru/bilo-ochen-vkusno-m-yasnov-o-m-potapovskaya-chetire-chetverti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/batrin-yu-d-fomin-p-a-osobennosti-upravleniya-finansovimi-resursami-promishlennih-predpriyatij-stranica-18.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-istorii-psihologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f.html
  • learn.bystrickaya.ru/etnicheskie-stereotipi-po-dannim-yazika-i-narodnoj-kulturi-slavyan-etnolingvisticheskoe-issledovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/racionalnoe-reshenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-4-kursa-odo-specialnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/hejfec-ba-opit-sssr-po-privlecheniyu-inostrannoj-rabochej-sili-ispolzovanie-inostrannoj-rabochej-sili-v-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tuvinskie-alpinisti-snimut-film-o-voshozhdenii-na-koscyushko-internet-resurs-erru-15022011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-pamyatnikov-dlya-atribucii-na-ekzamene-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-1997-bkk-54-15-udk-616-441-008-5-092-616-003-96.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.