.RU

Уткин А. И. Первая Мировая война

УТКИН АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Уткин А. И . Первая Мировая война — М.: Алгоритм, 2001. — 592 с. (Серия: История России. Современный взгляд). Тираж 5 000 экз. ISBN 5-9265-0039-7

Аннотация издательства : Первая мировая война оказала огромное влияние на события XX века: дала импульс технической революции и сделала насилие орудием разрешения международных споров Уроки первой мировой актуальны и для сегодняшнего времени, когда некоторые державы, как некогда Германия, претендуют на мировое господство.

Содержание

Введение [5]
Глава первая. Раскол Европы [17]
Глава вторая. Цели Союза [63]
Глава третья. 1914 [91]
Глава четвертая. Стабилизация на Западе, поражения России на Востоке [176]
Глава пятая. Война на всех фронтах. 1916 [248]
Глава шестая. Пик напряжения. 1917 [311]
Глава седьмая. Война и революция [376]
Глава восьмая. Брестский мир [436]
Глава девятая. Поражение Германии [488]
Глава десятая. Интервенция и Версаль [542]
Заключение[582]
Примечания

Введение

Первая мировая война является одним из ключевых событии мировой истории. Она определила мировую эволюцию всего последующего времени. За четыре года произошла подлинная революция в экономике, коммуникациях, национальной организации, в социальной системе мира. Первая мировая война придала современную форму национальному вопросу. Она вывела на арену общественной жизни массы народа, фактически не участвовавшие прежде в мировой истории. Она дала невиданный импульс технической революции. Она при этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способным человек вопреки всем достижениям цивилизации. Она фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, смяла все достижения столетия посленаполеоновского мира, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Она оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в отчуждение 20-30-х годов и кровавую драму Второй мировой воины

Названная Великой, Первая мировая война оставила раны, которые с трудом затягивает даже время. Англичанин пишет сегодня:

«Великая война разбила сердца в масштабах, невиданных до норманнского завоевания и, слава Богу, неведомых за прошедшее тысячелетие. Она нанесла удар по рациональной и либеральной цивилизации европейского просвещения и, таким образом, по всей мировой цивилизации. Довоенная Европа хотя и была имперским центром, вызывала уважение приверженностью принципам конституционализма, правлением закона и представительными правительствами Послевоенная Европа лишилась доверия к этим принципам Они были потеряны в России после 1917 года, в Италии после 1922 года, в Германии в 1933 году, в Испании после 1936 года... Тоталитаризм стал политическим продолжением войны другими средствами»{2}.

Во Франции, Германии и Британии нет ни города, ни деревни, где не было бы монумента не вернувшимся с Великой войны. В этой войне погибли два миллиона русских солдат, два миллиона французов, два миллиона немцев, миллион англичан и несчитанные сотни тысяч из самых разных стран и уголков земли — от Новой Зеландии до Ирландии, от Южной Африки до Финляндии. А оставшиеся в живых стали частью того, что позже будет названо «потерянным поколением».

Особое, решающее значение Первая мировая война имеет для нашей страны. Базовым для понимания русской истории является признание того факта, что внутри русского народа существуют два народа. Это явление берет свое начало со времен второго Романова — царя Алексея Михайловича, когда в Россию начинает проникать западное влияние и такие блестящие представители западного мировоззрения, как князь Голицын, становятся (при царевне Софье) во главе русского правительства. Люди вокруг Немецкой слободы, побывавшие за границей, получившие доступ к западному миру, становятся при Петре на капитанский мостик государства. И находятся гам до 1917 года. Традиционное деление идейных лагерей русской жизни на западников и славянофилов — слишком слабое и неотчетливо выраженное, словно речь шла о мирном свободном выборе между сюртуком и кафтаном. Кровавый выбор истории был гораздо трагичнее. Национальное выживание требовало выбора: как ответить на тотальный натиск колонизующего весь мир Запада — уходом в изоляцию (как японцы в 1639 — 1869 годах, иранцы при Хомейни и т.п.) или изменением национального психологического кода в пользу сближения с западной («фаустовской») парадигмой национальной жизни, основанной на вере в свободный выбор, на сознательном целенаправленном выборе такой цели, ради осуществления которой требуется деятельная жизненная экспансия, индивидуализм, материалистическое самоутверждение.

Петр-реформатор безжалостной рукой заимствовал западную систему управления и систему организации армии. Частично он преуспел, создав государство, способное осуществлять обновление страны. Эта ассимиляция западной политической системы и ее военных органов оказалась успешной, позволив России продержаться до 1917 года. Великие державы Запада были вынуждены признать мировое значение русского государства, хотя их воззрения на Россию (читай книги западных путешественников) всегда содержали сомнение в отношении крепости континентального гиганта. Запад скептически воспринимал реформы Екатерины и Александра Второго, указывая на столь отличную от западной жизнь огромного большинства русского населения.

При всей огромности империи и блеске петербургского авангарда, ее политическая система несомненно отставала от требований времени — она не смогла создать механизма, который, с одной стороны, сохранял бы духовно-культурную оригинальность России, а с другой, указал бы полутораста миллионам мужиков путь к материально достойной жизни. Государственная система имперской России в девятнадцатом столетии представляла собой неустойчивое соотношение сил — небольшую вестернизированную элиту, способ сдержать массы у которой заключался не в консерватизме, а в реакции, в приверженности политическому порядку, имитирующему систему Западной Европы восемнадцатого столетия, от которой Европа уже отказалась. Частью реакции императорской России было проведение ограниченных по масштабам реформ, часто отменяемых, сопровождаемых политическим террором. При этом гений Петра не имел продолжения, ему наследовали самодержцы с нередко милыми манерами, но без необходимого характера. Правящий класс, решающий судьбу многомиллионной страны, демонстрировал скорее жесткость, чем компетентность — и это в условиях, когда прогресс никак «не желал» проявляться снизу, от подданных империи, вовсе не ставших еще гражданами, живущих далеко в доиндустриальной эпохе. Неадекватная элита в силу своей некомпетентности проявляла скорее враждебность к западным социальным идеям, чем и породила мощную социалистическую реакцию в XX веке. Плотина, созданная против прямого проникновения Запада, породила силы, создавшие внушительный обводной канал.

Правящий класс императорской России не обладал уверенностью в себе, ясным пониманием ситуации, энергией патриотического спасения, которая позволила, скажем, британской аристократии образовать союз с нарождающейся буржуазией, создать жесткую и прочную основу нации, не потерявшей самоуважения и в то же время восприимчивой к ценностям технической цивилизации. Российская аристократическая элита устремилась не к союзу с буржуазией, а за царем-самодержцем, делая для русской буржуазии дело реформирования России едва ли не безнадежным. И никогда в России не было создано основательного «среднего класса» — гаранта стабильности, противника революций. Хранить и защищать святую Русь предоставили не авангарду ее народа, а государству, западное происхождение которого вызывало едва ли не естественное отчуждение. И Россия к периоду решающего вхождения в период испытаний сохранила в себе как подлинную часть национального существования не только собственные национальные традиции, но традиции Византии и Золотой Орды. Если цитировать Дизраэли, — «две нации в одной». Но британский премьер говорил о бедных и богатых в Англии, в России же двумя нациями были носители западной цивилизации, с одной стороны, и приверженцы Византии — Азии, оторванные от Киевской прародины массы — с другой.

Жалея свой народ, блестящая русская элита XIX — начала XX века не признавала решающей, почти необратимой отсталости основной массы населения. Удобнее было найти в ней черты вселенского вселюбия, органического гуманизма. Не критика была нужна России, но серьезная работа любящих сердец, осознание своей просветительской и организующей миссии. Слишком много лучших русских людей не смогли так «оторвать» себя от своего народа, встать над ним ради его же спасения.

Пик сближения России с Западом приходится на 1914-1917 годы, когда был создан их военный союз, противостоящий притязаниям Германии на гегемонию в Европе. Но в эти критические годы высшего испытания сказалась слабость дела, осуществленного Петром. Во всей трагической отчетливости проявилось, что династия Романовых создала лишь тонкий слой вестернизированной аристократии, той, в основном военной элиты, признание которой народом зависело от непосредственных практических результатов. И когда эти результаты оказались плачевными, во весь рост — и во всем критическом звучании — встал вопрос о двух народах внутри одного , о двух культах в пределах одной нации. Небольшая прозападная элита сама увидела, сколь мала ее внутренняя база, сколь далеки огромные массы народа, живущие собственной жизнью, от блестящих «граждан мира» из двух столиц. Стало прискорбно ясно, что царю Петру и его наследникам не удалось найти «синтеза» духа Запада, покоящегося на идее самореализации, на абсолютной убежденности в своем праве, на абсолютном самоутверждении, и русского духа, склонного к созерцательности, преданного идее по-своему понимаемой справедливости


vavilon-2.html
vaviloniya-v-xviii-v-do-n-e.html
vazelenskij-ob-obshestvennom-kontrole-zakachestvom-i-dostupnostyu-lekarstvennoj-pomoshi-naseleniyu-rossijskoj-federacii.html
vazhnejshie-mehanizmi-razvitiya-patologicheskih-processov-i-boleznej.html
vazhnejshie-osobennosti-processa-razvitiya-apk-v-rossii-chast-4.html
vazhnejshie-prirodi-soedineniya-alyuminiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-assortiment-izdatelskoj-produkcii-dlya-komplektovaniya-fondov-bibliotek-muk-cbs-g-irkutska-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/20062011-gs-xi-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol-stroitelni-materiali-arhitektura-imoti.html
  • report.bystrickaya.ru/gosstroya-sssr-posobie-po-himicheskomu-zakrepleniyu-gruntov-inekciej-v-promishlennom-i-grazhdanskom-stroitelstve-k-snip-02-01-83.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-o-kafedre-medicinskoj-informatiki-gou-vpo-mgmsu-roszdrava-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-oblastnogo-seminara-uchitelej-astronomii-i-rukovoditelej-yunosheskih-astronomicheskih-kollektivov-tema-seminara.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iii-sili-i-sredstva-privlekaemie-k-likvidacii-posledstvij-radiacionnih-avarij.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-logistika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100700-torgovoe-delo.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-obshe-professionalnim-disciplinam-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-elektrotehniki-2011-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/evolyuciya-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii-v-xviii-hix-vekah.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomiko-statisticheskij-analiz-i-viyavlenie-rezervov-povisheniya-rentabelnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/-chast-tretya-vkonce-noyabrya-v-ottepel-chasov-v-devyat-utra-poezd.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-b-instrukciya-po-attestacii-ispitatelnih-induktivnostej-30-prilozhenie-v-rekomenduemaya-forma-svidetelstva-ob-attestacii-ispitatelnih-induktivnostej-33.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vazhnejshie-osobennosti-processa-razvitiya-apk-v-rossii-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-mezhdunarodnoj-zhurnalistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-01v-perechen-osnovnih-predpriyatij-s-kotorimi-imeyutsya-dogovora-na-podgotovku-vipusknikov-i-raspredelenie-specialistov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-goliaf-v-zakone-goliaf-v-zakone-26.html
  • tests.bystrickaya.ru/liz-burbo-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sejshelskie-charodei-nikolaj-nikolaevich-nepomnyashij-nikita-vladimirovich-krivcov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/statistika-tovarnoj-birzhi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sankcionirovannij-dostup-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kompyuternie-seti-internet-i-multimedia-tehnologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-9-klass-po-uchebno-metodicheskomu-kompleksu-pod-redakciej-v-v-babajcevoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predislovie-parallelnij-otchet-o-situacii-v-ekonomicheskih-socialnih-i-kulturnih-pravah-korennih-malochislennih.html
  • literature.bystrickaya.ru/dionisij-areopagit-iz-kollekcii-sajta-raznieraznosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-visshaya-ocenka-ili-visshij-uroven-about-time-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-geografii-studentki-6-gruppi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-dolgosrochnogo-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-tyumenskoj-oblasti-do-2020-goda-i-na-perspektivu-do-2030-goda-utverzhdena.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-tretya-mir-nauchno-tehnicheskij-i-mir-mifologicheskij-kurt-hyubner.html
  • school.bystrickaya.ru/doklad-innovacionnaya-deyatelnost-v-prepodavanii-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-selskoj-shkole.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposob-ocenki-antioksidantnogo-potenciala-lipoproteinov-nizkoj-plotnosti-avtori-ragino-yu-i-berezovskaya-e-v-nikitin-yu-p-patent-2216738-ot-20-11-03-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnoe-predpriyatie-centr-resursosberegayushih-tehnologij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-pominovenii-usopshih-po-ustavu-pravoslavnoj-cerkvi-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudovie-i-grazhdansko-pravovie-otnosheniya-v-nko-tretij-sektor-udmurtii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moreva-n-a-osnovi-pedagogicheskogo-masterstva-ucheb-posobie-dlya-vuzov-n-amoreva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-mou-yulduzskaya-sosh-chistopolskogo-municipalnogo-rajona-rt.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.