.RU

Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 9

В своих произведениях писатели создают образ утопического государства. Для этой цели им служит приключенческий сюжет, чаще представляющий собой тайны, чудеса, научную фантастику, которые дают возможность осуществить необычное путешествие или перенестись в другой мир.

III ГЛАВА

Черты антиутопии в научной фантастике Ж. Верна и Г. Уэллса ("Вверх дном", "Удивительные приключения экспедиции Барсака", "Машина времени", "Война миров", "Человек-невидимка", "Остров доктора Моро").

§ 1 Оппозиции "человек и природа", "человек и цивилизация" в сюжетно-композиционной структуре научно-фантастических романов ("Вверх дном", "Машина времени", "Война миров").

В поздних произведениях Ж. Верна заметно нарастает политическая и социальная острота, и наряду с его научно-фантастическими и географическими романами появляются в значительном числе произведения на социальные и историко-социальные темы. При этом элементы социальной сатиры становятся весьма заметной стороной произведений Ж. Верна ("Вверх дном", "Плавучий остров").

Творчество Г. Уэллса также отмечено чертами опасения за будущее человечества ("Машина времени", "Война миров"). Большинство поздних романов Ж. Верна ("Удивительные приключения экспедиции Барсака", "Властелин мира", "Пятьсот миллионов бегумы") посвящено проблеме прогресса науки и регресса морали. Но есть несколько романов, которые ставят иную проблему: принесет ли пользу мечта человечества о преобразовании природы, и действительно ли вследствие этого преобразования будут улучшены условия существования людей.

Эта проблема ярко выражена в романе "Вверх дном" [89] . Завязкой романа является "безобидный" замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля испокон веков, на новую ось.

Ничего страшного не произойдет, - утверждают изобретатели, - только добавится 1° 47 ' и ось нашей Земли будет похожа на ось Юпитера. Если осуществится замысел, то "дни и ночи были бы равны точно двенадцати часам на любой точке земного шара. Пришлось бы постоянно жить при равноденствии, которое случается 21 марта и 21 сентября ...", кроме того, произошла бы "отмена времен года", т.к. "только благодаря наклону оси к плоскости орбиты происходят ежегодные изменения, известные под названием "весна", "лето", "осень", "зима" [90] .

Идея Дж. Т. Мастона изменить земную ось направлена на благо человечества: каждый в зависимости от здоровья выбрал бы себе постоянный климат, никто на Земле не опасался бы неприятных колебаний температуры.

Итак, в основе сюжета лежит эксперимент изобретателей (Барбикен и К°) , которые решили изменить порядок вещей, установившийся с тех пор, как наша планета начала кружить по своей орбите.

Ж. Верн подробно рассказывает о сути эксперимента, обосновывая его вероятность научными расчетами. Чтобы Земля перешла на иную орбиту, нужен толчок. Дж. Т. Мастон, Барбикен и капитан Николь используют гигантское орудие, заряженное ядром, весом в сто восемьдесят тысяч килограммов. Благодаря отдаче орудия, возникнет новая ось.

В ходе развития сюжета автор развенчивает замысел своих предприимчивых героев "выпрямить" земную ось, как замысел сумасбродный и нелепый. Делает это Ж. Верн при помощи героя-антагониста Альсида Пьердэ, инженера, эрудита, который, рассуждая "о различных сторонах этой проблемы", рисует жуткие бедствия. Последствия этого изобретения были бы устрашающими. Для изображения того, что могло бы произойти, писатель использует прием контраста. Огромные пространства будут затоплены, другие, наоборот, превратятся в горы. Население этих территорий либо утонет, либо задохнется в разряженном воздухе. А сколько еще катастроф произойдет на поверхности земного шара! "Страшные потрясения, города в развалинах, обвалившиеся горы, миллионы погибших, воды, покинувшие свое ложе и несущие с собой ужасные бедствия!" [91]

Вмешательство человека в ход природных явлений, в устройство окружающего мира оборачивается бедой для него самого. Ж. Верн как ученый подходит к решению проблемы взаимоотношений человека и природы: человек, благодаря науке, может влиять на нее, но результаты его деятельности должны быть подконтрольны, природу надо защищать от человека.

Ж. Верн вправе был сказать, что его роман покоится на самой серьезной основе. И действительно, нигде не отклоняясь от обычных представлений о солнечной системе, писатель исходит из научно обоснованного предположения: имея рычаг и точку опоры, можно изменить земную ось.

События развиваются стремительно, выстрел должен произойти в день осеннего равноденствия, только тогда толчок, сообщенный Земле, окажет свое максимальное действие. Но на пути к осуществлению эксперимента герои встречают множество препятствий: члены Комиссии по расследованию запретили этот выстрел, а газеты всех стран мира призвали население к бдительности, "жителям Европы, Африки, Азии, Америки, Австралии и Океании необходимо следить за всеми работами по отливке и производству снарядов и пороха, которые могут быть предприняты в их местностях ..." [92] В таких условиях, конечно, тяжело остаться незамеченными. Кроме того, одного из героев - Дж. Т. Мастона - поймали и посадили в балтиморскую тюрьму. Перемену оси должны будут произвести Барбикен и капитан Николь. Кульминационным моментом в романе является выстрел из пушки в полночь с 22 на 23 сентября у Килиманджаро. "Все столицы Старого и Нового Света, большие города и даже самые скромные селения с ужасом ожидали этого момента ..." [93] Но тут же наступает и развязка: в ходе вычислений Дж. Т. Мастон "потерял вереницу нулей", поэтому перехода на новую ось не происходит.

Данное изобретение и будущее "благоденствие" вызывает не восхищение, а ужас, в романе используется фантастика, без фантастических идей, изобретений, экспериментов невозможно было бы показать дальнейшую судьбу планеты, то, что с ней может произойти, если корыстные цели одержат победу над нравственными принципами. Сам роман звучит как предостережение ученым остерегаться бездумных проектов, которые могут стать угрозой существованию людей. Писатель своеобразно изображает будущее. Его антиутопический вариант развития Земли не наступает. Последствий эксперимента нет, т.к. сам опыт не удался.

Сюжет опирается на приключенческую схему: в романе есть путешествия, тайны, которые раскрываются только в финале, столкновения с неизвестным, таинственным. Кроме того, включается научно-познавательный материал: сведения по географии Арктики и по истории полярных исследований - от XVII века до конца XIX.

Таким образом, роман представляет собой соединение жанров приключенческого романа, антиутопии и научного материала.

Проблема человека и цивилизации является центральной в романах Г. Уэллса. В своих романах писатель раскрывает несоответствие между быстрыми темпами развития науки и техники и низким уровнем сознания человека; как не велики масштабы романов Г. Уэллса, все вопросы решаются для него, в конечном счете, через человека. Человек был для Г. Уэллса не только средоточием биологических сил, но и социальных, он существует прежде всего как часть человечества.

В то время, когда создавались разные варианты "Машины времени" [94] , шел неутихающий спор о том, прекратилась ли эволюция человека. Т. Хаксли считал, что прекратилась, и Г. Уэллс даже написал две статьи, поддерживающих точку зрения учителя. Но одновременно у него появилась и другая мысль: эволюция человека не прекратилась. Просто она определяется сейчас не природными, а социальными факторами. В "Машине времени" эта мысль оказалась доведена до логического предела.

В этом произведении, написанном в форме своеобразной мрачной антиутопии, Г. Уэллс впервые делает попытку, отталкиваясь от противоречий современного ему общества, нарисовать облик грядущего. В основе сюжета лежит традиционный прием приключенческой литературы - путешествие, но путешествие это осуществляется не в пространстве, а во времени, при помощи фантастической машины. Г. Уэллс не стремится научно и технически обосновать возможность существования такой машины, а также сам механизм перемещения во времени. Для него - это условный прием моделирования гипотетической ситуации.

С помощью фантастической машины для передвижения во времени герой Г. Уэллса совершает перелет из Современной Англии в далекий мир будущего. И вот перед Путешественником развертывается картина заката цивилизации. Картина будущего нарисована в духе жанра антиутопии: будущий мир внушает не восхищение, а ужас. Г. Уэллс в романе пытается трезво и рационально оценить последствия научного прогресса, для этой цели служит фантастика. Благодаря ей Г. Уэллс создает картину далекого будущего, в котором человечество живет, разделившись, либо в "нижнем мире", либо в "верхнем". Гротескно-фантастичны образы людей "нижнего мира": белесые согнутые фигуры морлоков, их хищные повадки и горящие в темноте красным светом глаза. В романе понятие "индустриальный ад" приобретает буквальное значение. Метафора олицетворяется, превращается в образ. Эра расцвета науки и техники, блестящих достижений человеческой мысли давно миновала. От нее сохранились еще великолепные дворцы, пышные сады и парки. Но все эти прекрасные памятники прошлого отмечены печатью разрушения. Слой пыли лежит на великолепных бархатных занавесках, трещины покрывают статую гигантского Белого Сфинкса. Человечество 802701 года уже больше не способно к созиданию. Оно разделилось на два противоположных и враждебных вида. Один из них - изящные хрупкие "элои" - "прекрасные ничтожества", способные только резвиться и играть, - живут на поверхности земли, а в ее мрачных недрах скрываются страшные обезьяноподобные "морлоки", уже полностью утратившие следы своего человеческого происхождения. Это состояние будущего человечества - результат развития современных общественных противоречий.


vedomosti-17022012-obeshal-5-trln-rub-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-17-fevralya-2012-goda.html
vedushie-biblioteki-belarusi-harakteristika-odnoj-iz-nih.html
vedushie-operatori-rinka-yuridicheskih-uslug-regiona-prinyali-uchastie-v-iii-m-ezhegodnom-yuridicheskom-forume-sibiri.html
vedushij-redaktor-redaktor-razdela-rubriki-rukovodstvo-izdatelskogo-doma-5.html
vegetarianstvo-2.html
vegetarianstvo-chast-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/akt-proverki-vozmozhnosti-vipolneniya-literatura-k-glave-1.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-m-ermakov-zamestiteli-glavnogo-redaktora-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-prednaznachen-dlya-studentov-zaochnoj-ochno-zaochnoj-zaochnoj-vihodnogo-dnya-i-sokrashennoj-form-obucheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-innovacionnoj-deyatelnostyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/servisnie-uslugi-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/podvizhnaya-igra-vorobishki-metodicheskie-razrabotki-dlya-vospitatelej-dou-vvedenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neizbiratelnoe-primenenie-sili-federalnimi-vojskami-v-hode-vooruzhennogo-konflikta-v-chechne-v-sentyabre-oktyabre-1999-g-predvaritelnij-doklad.html
  • school.bystrickaya.ru/anglo-egipetskij-sudan.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-kurs-istoriya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-upravleniya-na-yuzhnom-urale-s-drevnejshih-vremen-do-1917-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-sistemi-obrazovaniya-v-kargatskom-rajone.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskie-dannie-radiatorov-marki-m3-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih.html
  • turn.bystrickaya.ru/otec-arsenij-stranica-12.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-a-p-chehov-zapisnie-knizhki-gde-ona-teper-bolshaya-doroga-i-ee-veselie-priklyucheniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lizhnaya-podgotovka-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • crib.bystrickaya.ru/ia-bunin-2-chas-primernaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materialnie-sledi-chast-9.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oprovedenii-mezhregionalnogo-ekspertno-analiticheskogo-seminara-po-organizacionnoj-deyatelnosti-fip-i-elektronnoj-srede-fip.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-tarifno-kvalifikacionnih-harakteristik-po-obsheotraslevim-professiyam-rabochih-stranica-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rangovaya-struktura-gospitalizirovannoj-zabolevaemosti-detej-0-14-let.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiya-proizvodstva-myasa-gusej-chast-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/93-peregovori-konfliktologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-sostavlen-na-osnove-kursa-lekcij-chitaemogo-avtorom-v-techenie-ryada-let-dlya-studentov-nefizicheskih-specialnostej-ispolzovani-kompyuternie-programmi-tekstovij-redaktor-word-2000.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ed-izmereniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1810-segodnya-v-kanun-dnya-rossijskoj-nauki-agtu-pobeditel-konkursa-sistemi-menedzhmenta-kachestva-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obshaya-simptomatika-ginekologicheskih-zabolevanij-metodi-obsledovaniya-ginekologicheskih-bolnih-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-po-viboru-dlya-specialnosti-050703-doshkolnaya-pedagogika-i-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-2-puassonovskaya-sluchajnaya-velichina-po-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-uchebnim-disciplinam-teoriya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pismo-dvadcat-pervoe-fridrih-shiller-pisma-ob-esteticheskom-vospitanii-cheloveka-pismo-pervoe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-teatre-panteone-stati-rechi-otkliki-zametki-vospominaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-buhgalterskogo-ucheta-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/po-teme-estestvennij-i-iskusstvennij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-obrazovatelnoj-sredi-tehnikuma-tehnologij-i-dizajna-pri-podgotovke-specialistov-dizajna-odezhdi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-22.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-smdkterd-shk-sirti-rilimi-zagerlktern-zerttejtn-ilim.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennij-videoskop-vladimir-lvovich-levi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.