.RU

В. В. Виноградов к изучению стиля протопопа Аввакума, принципов его словоупотребления - страница 11


264
„И я паки свѣту — Богородице докучать.“ 26.

„Она — надежа уняла.“ 26.

Любопытны способы применения всех этих определений, благодаря которым вокруг того или иного лица сгущается эмоциональный ореол, к самому протопопу. Изредка из своего хронологического далека он созерцал себя, как посторонний объект восприятия, и переполняется жалостью к этому страдальцу. Создаются повествовательные фразы о третьем лице: „одинъ бѣдной горемыка протопопъ нарту здѣлалъ“ 26. „И протопопа Аввакума бѣднова горемыку в то время с прочими остригли“ 4. Ср. с лирической концовкой: „Любилъ протопопъ со славными знатца, люби же терпѣть, горемыка, до конца!“ 28. „Увы, Аввакумъ, бѣдная сиротина, яко искра огня, угасаетъ и яко неплодное древо посѣкаемо бываетъ.“ 233. Реже эмоциональное определение — при изъявлениях своего горестного чувства: „мнѣ бѣдному горько, а дѣлать нечева стало“ — 69; „и мнѣ бѣдному жаль„ — 77.

Эти как бы против воли обнаруживающиеся эмоциональные взрывы выступают еще ярче на фоне контрастирующих с ними эпитетов смиренного самообличения, которые теряют свой традиционный характер, попадая в непривычное эмоциональное
265
окружение. Напр., „Да и всегда такой я окаянный сердитъ, дратца лихой“... 221.

„Не на басняхъ происходилъ подвигъ, не как я окаянный“... 54;

„Азъ же треокаянный врачъ“ — 9 и т. д.

И этот пренебрежительный тон временами переходит в брань, на себя направленную:

„бытто добрый человѣк! другой фарисей з г...ю рожею“... 19.

„А я, грязь, что могу здѣлать?“... 81.

„Не величайся, дуракъ“... 235 (ред. В.).

В противоположность этому все обращения к протопопу его „детей духовных“ — великих подвижников и кающихся грешников пестрят обилием ласкательных слов:

„Поди-тко, государь нашъ батюшко, подит-ко, свѣтъ нашъ кормилецъ!“ 12.

„Встань, миленкой батюшко, ну, таки встащися какъ-нибудь!“ 56.

Даже никониане обращаются к нему с ласкательно заискивающим воззванием:

„Соединись с нами, Аввакумушко!“ 51.

И обратно: Аввакум не скупится (хотя и чередует их с бранью) на эти эмоциональные эпитеты и определения в применении к никонианам. Однако часто обостряет их иронический смысл, пользуясь ими, как контрастной мотивировкой жестоких или низменных
266
действий никониан. Примеры: „ожесточалъ, горюнъ, задушилъ было меня, завалялъ и окошка, и дверь, и дыму нѣгдѣ было итти — тошнѣе мнѣ было земляные тюрьмы“ (ред. В) — 200.

„Неотступно 20 человекъ стрельцовъ, да полуголова, да сотникъ над нами стояли, — берегли, жаловали и по ночамъ с огнемъ сидѣли, и на дворъ с... ть провожали. Помилуй ихъ, Христосъ! прямые добрые стрѣльцы те люди, и дѣти таковы не будутъ, мучатся туды же, с нами возяся, нужица-та какова прилучится, и онѣ всяко, миленькіе, радѣютъ... Онѣ горюны испиваютъ до пьяна, да матерны бранятся, а то бы онѣ и с мучениками равны были...“ 208.

Такова символика жития прот. Аввакума. Характер ее стилистического использования в значительной степени определяется композицией, т. е. расположением слов.

4. Композиционный анализ жития.

Композиционный анализ жития прот. Аввакума удобнее производить, не обособляя сказа от патетически-декламационных частей, а классифицируя формы словорасположения с точки зрения их общих, семасиологических функций.
267
Тогда сами собою определятся приемы сплетения двух стилистических рядов.

Композиционное описание жития прот. Аввакума можно разделить на три главы:

I. О доминирующих — простейших синтаксических схемах, их стилистической мотивировке и их чередовании.

II. О приемах сцепления и сопоставления синтаксических целых.

III. Об упорядочении их фоническим принципом и ритмизации их, т. е. введении закономерного чередования ритмических элементов.

I. Характер наиболее распространенной в житии Аввакума организации простейших синтаксических единиц обусловлен соответствием их той примитивно-народной форме его сказа, которая покоится на быстрой передаче движений, как бы созерцаемых в их объективной наглядности. Создается стремительный темп сменяющихся картин, в которых обозначаются лишь действия героя и их главные аксессуары, но ни наружность мелькающих лиц, ни обычная обстановка не останавливают внимания. Вполне естественно поэтому, что в сказе Аввакума преобладают короткие самостоятельные предложения с глагольным стержнем, окруженным двумя-тремя второстепенными членами,
268
или же они объединяются в слитные предложения с несколькими глаголами.

Напр.: „зажегъ три свѣщи, и прилепилъ к налою, и возложилъ руку правую на пламя и держалъ... и отпустя дѣвицу, сложа ризы, помоляся, пошелъ в домъ свой зѣло скорбенъ“. 9.

„У церкви за волосы дерутъ, и под бока толкаютъ, и за чепь торгаютъ, и в глаза плюютъ“. 77.

„И в четвертый день очхнулась; сѣла, да плачетъ; ѣсть ей даютъ: не ѣстъ“. 77.

С этой фиксацией внимания на движениях связан ряд других особенностей строения предложений в житии Аввакума.

Во-первых, в нем нет скопления синонимических выражений, и эта черта резко отличает его стиль даже от того умеренного „извития словес“, которое характеризует, напр., отразительное писание. Лишь некоторые словесные формулы действий как бы застыли синонимическими парами:

„Лаяла, да укоряла“ 32; „браню да лаю“ 17; „браню от писания и укоряю“ 20; „плакала и рыдала“ 79; „проповѣдуя и уча слову Божію“ 9; „благоденствовали и целили“ 42; „исцелѣли и исправилися“ 42.

Кроме того, глагол — „жаловать“, как и в древне-русских челобитных, всегда сопровождается другим — видовым обозначением действия: „пожаловала —
269
прислала“ 32; „жалуете — подчиваете“; „пожаловалъ — ко мнѣ прислалъ десять рублевъ“ 49; „пожаловалъ — помолилсъся“ — 42 и т. п.

Но обычно каждая формула не поясняет предшествовавшую, а подвигает изложение вперед.

Вторая черта композиции жития, тоже клонящаяся к фиксации внимания на действии и свойственная вообще народно-разговорному синтаксису, — это при обилии односоставных предложений — широкое использование категории сказуемо-глагольных предложений с отсутствием непосредственного словесного указания на виновника действия, хотя представление о личном, часто даже об определенно-личном производителе его сопровождает восприятие такой синтаксической единицы. Конечно, любопытнее всего здесь употребление в качестве главного члена определенно-личного односоставного предложения формы 3 лица единств. числа, где психологический субъект остается невыраженным в речи. Особенно ярко этот способ рисовки проявляется в повествовании о действиях гонителей протопопа, главным образом, Никона и Пашкова, образы которых, как бы постоянно присутствуя в сознании Аввакума, не нуждаются в словесном воплощении. Некоторые обозначения действий, таким образом, как бы неразрывно ассоцируются с определенными субъектами.
270
Словесное указание на производителей действия становится излишним, так как представление о них заключено в соответствующих глаголах. Такое построение предложений отчасти находится в связи с тем, что чаще всего в повестях Аввакума на переднем плане картины рисуются лишь два ряда движений — самого протопопа и, как контраст к ним, его врагов.

Примеры: „Сидѣлъ тутъ я четыре недѣли. В то время послѣ меня взяли Логина, протопопа Муромского; в соборной церкви при царѣ остригъ в обѣдню“ 17: Ср. за два листа перед этим: „схватавъ Никонъ Даніила в монастырѣ за Тверскими вороты при царѣ остригъ голову и, содравъ однарядку, ругая, отвелъ в Чудовъ в хлѣбню“. 15.

„Всѣ люди з голоду поморилъ, никуды не отпускалъ промышлять“. 27.

„Я дома плачу, а дѣлать не вѣдаю что. Приступить ко двору не смѣю: болно сердитъ на меня. Тайно послалъ къ нимъ воды святыя“. 31 и т. п.

С этим основным композиционным характером сказа гармонирует и порядок слов в предложении: как смысловые доминанты предложений, глагольные формы обычно выдвигаются в зачин их.

„Взяли меня палачи, привели перед него“. 22.

„Не прилучилося меня дома: занемогъ младенецъ“. 33.

vozmozhna-li-edinaya-evropejskaya-ili-mirovaya-civilizaciya.html
vozmozhna-li-teoreticheskaya-biologiya-chast-4.html
vozmozhnie-sredstva-ucheta-aspektov-bioraznoobraziya-v-processe-osushestvleniya-rkik-i-kiotskogo-protokola-k-nej-vozmozhnaya-rol-kbr-i-sotrudnichestvo-s-rkik.html
vozmozhnost-ot-kotoroj-mi-vryad-li-imeem-pravo-otkazatsya.html
vozmozhnosti-detskogo-muzikalnogo-teatra-v-esteticheskom-vospitanii.html
vozmozhnosti-i-problemi-uchastiya-rossii-v-aziatsko-tihookeanskom-ekonomicheskom-soobshestve.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchenie-obsudyat-gde-vzyat-pedagogicheskie-kadri-itogi-seminara-vuzovskaya-biblioteka-v-elektronnoj-srede-upravleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/podvedenie-itogov-raboti-sekcii-17chas-aud-a-35-programma-vii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/realizaciya-ukaza-ot-9-noyabrya-1906g-o-krestyanskom-zemlevladenii-i-zemlepolzovanii-v-kazanskoj-gubernii-1907-1909gg.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-21.html
  • klass.bystrickaya.ru/baumana-kompaniya-sprut-tehnologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/knigi-odnotomnie-izdaniya-mezhgosudarstvennijstandart-1-2-0-0-3-bibliograficheskaya-zapis-bibliograficheskoe.html
  • institute.bystrickaya.ru/gg-byron-ono-dano-sudboyu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/oblomov-i-shtolc-v-romane-ivana-goncharova-oblomov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-nevidimij-klin-elvin-toffler.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-k-ekzamenu-po-predmetu-fizicheskaya-kultura.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-za-pervie-tri-goda-vipolneniya-proekta-nauchno-obrazovatelnij-centr-skaniruyushej-zondovoj-mikroskopii-nizhegorodskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lichnaya-uverennost-kak-skazat-net-posobie-yavlyaetsya-rukovodstvom-po-provedeniyu-sorevnovaniya-a-takzhe-snabzheno.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-chitaj-i-poj-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-i-roditelej.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-instrumenti-podderzhki-nacionalnih-eksporterov-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kavkazskaya-ugroza-istoriya-sovremennost-persektiva-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-pyataya-mahabharata.html
  • credit.bystrickaya.ru/opasnosti-deset-godishna-strategiya-za-razvitie-na-integriran-turizm-po-destinaciyata-avren-dolni-chiflik-kamchiya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-i-kartografirovanie-podvodnogo-relefa-v-poznanii-prirodi-mirovogo-okeana.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-tura-vklyuchaet-prozhivanie-v-otele-centr-londona-5-super-s-zavtrakami-7-nochej-sem-individualnih-ekskursij-s-russkogovoryashim-ekskursovodom-opisanie-nizhe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-istoriya-ivanovskogo-kraya-annotacii-programm-uchebnih-disciplin-oop-napravleniya-podgotovki-050100-62-pedagogicheskoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/64-gigienicheskie-normativi-gn-perechen-pravovih-aktov-soderzhashih-gosudarstvennie-normativnie-trebovaniya-ohrani-truda.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-chast-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-zaklyuchenii-formirovanie-professionalno-kommunikativnoj-kompetencii-budushih-perevodchikov-v-sisteme-dopolnitelnogo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izmenenie-lichnosti-v-psihoterapii-karl-rodzhers.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moj-odinokij-gektar-kniga-desyataya.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-otchet-o-deyatelnosti-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-irkutska-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dlya-resheniya-problemi-prodovolstvennogo-obespecheniya-zhitelej-respubliki-kazahstan-nasisheniya-rinka-prodovolstviem-i-ego-dostupnosti-dlya-vseh-sloev-naseleniya-per.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povtornoe-izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi-dlya-kyahtinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/lesson-6-shopping-for-consumer-goods-uchebnik-vklyuchaet-tekstovij-material-i-kompleksnuyu-sistemu-uprazhnenij-dlya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5401-filosofiya-kulturi-stanovlenie-i-razvitie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sintaksis-lyubvi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-20-ogranichenie-prav-na-zemelnie-uchastki-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sibirskij-mezhdunarodnij-kongress-innovacionnogo-predprinimatelstva-sport-iskusstvo-intellekt.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predsedatel-profkoma-studentov-docent-kovalenko-vv-polozhenie-ob-uchenom-sovete-8-polozhenie-o-redakcionno-izdatelskom.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.