.RU

Внутренняя и внешняя культура - часть 3

признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-

ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-

ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-

менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-

ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано

или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.

Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных

при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-

вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.

В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-

но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-

ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя

и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно

распространение, а не создание культуры.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное

культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-

пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-

но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в

развитии культуры органично взаимосвязаны.

В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-

ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-

тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от-

жившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Само становление личности есть не что иное, как результата

культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе

определенную долю общественной культуры, человек становится лич-

ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой

собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность

внешнее , материализованное выражение культуры, индивид обретает

человеческое качество, становится способным сам участвовать в

культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития

человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в

человеке, характеристика развития человека как человеческого су-

щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-

тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-

витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является сам человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических

условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-

на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-

тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает

особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

даптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях

культурного развития и самосовершенствования требует выработки

четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если

учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без

нравственных основ сама по себе образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-

четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений

от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-

ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к

остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-

ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-

кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -

в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не

меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные

качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-

ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности

человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-

витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры


vremena-goda-antonio-vivaldir.html
vremennie-sdvigi-v-periodizacii-istorii-rossii-po-otnosheniyu-k-vsemirno-istoricheskoj-periodizacii-2.html
vremennoe-pravitelstvo-u-vlasti.html
vremya-chast-3.html
vremya-i-samoraspredelenie-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
vremya-novostej-moskva-28-18022009-bez-kommentariev-dajdzhest-materialov-mirovih-smi-o-kazahstane.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-v-ekologicheskij-monitoring-uchebnoe-posobie-dlya-uchashihsya-10-11-klassov-ekologiya-moskvi-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-nerolievoe-maslo-iz-cvetov-sladkogo-apelsina-efirnie-masla-dlya-parfyumerii-i-aromaterapii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radiacionno-opasnaya-murmanskaya-oblast-rossii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvelichenie-stoimosti-osnovnih-sredstv-po-balansu-ezhekvartalnij-otchet-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eksperimentalnie-dokazatelstva-tihoplav-v-yu-tihoplav-t-s.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-sosh-2-s-chekmagush-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vi-korotkie-klinki-zvenyat-viktor-gyugo-sobor-parizhskoj-bogomateri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-na-aprel-5-aprelya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/76upravlenie-sistemoj-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-koncepciya-obespecheniya-bezopasnosti-informacii-v-avtomatizirovannoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narodnaya-muzika-v-proizvedeniyah-russkih-kompozitorov-cel.html
  • college.bystrickaya.ru/21-45-22-00-otveti-na-voprosi-den-torgovie-strategii-dlya-nachinayushih-trejderov-17-marta-2010-goda-sreda-19-00-22-00.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-stranica-14.html
  • letter.bystrickaya.ru/normi-rashoda-etilovogo-spirta-dlya-organizacij-i-predpriyatij-minenergo-sssr-chast-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyuis-kerroll-stranica-17.html
  • institut.bystrickaya.ru/st-prepodavatel-prepodavatel-assistent.html
  • assessments.bystrickaya.ru/boleznej-periodonta-stranica-14.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-soderzhat-dannie-svyazannie-s-predpolyotnoj-podgotovkoj-zapuskom-dvigatelej-i-ruleniem-vklyuchaya-rulenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bajkalovedenie-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/10-literatura-konkurs-galereya-slavi-yuga-rossii-issledovatelskaya-rabota-generali-nashego-sela.html
  • spur.bystrickaya.ru/ksptk-praktika-bojinsha-dstemelk-nsauli.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-v-rezultati-funkcionirovaniya-i-razvitiya-municipalnoj-sredi-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-problemi-russkoj-kolonizacii-priuralya-mesto-disciplini-v-strukture-oop-principi-postroeniya-kursa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhitekturno-gradostroitelnoe-nasledie-yuzhnogo-urala.html
  • znanie.bystrickaya.ru/84-vivod-v-remont-metodicheskie-ukazaniya-po-ekspluatacii-gazovogo-hozyajstva-teplovih-elektrostancij-so-34-20-514-2005.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya-i-konyunktura-mirovih-tovarnih-rinkov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-inzhenernogo-tvorchestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sobitiya-vedomosti-ispolzovana-informaciya-interfaksa-prajm-tass-26092006-180-str-a3.html
  • institute.bystrickaya.ru/figdor-g-psihoanaliticheskaya-pedagogika-stranica-8.html
  • school.bystrickaya.ru/intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-m-a-pavlova-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp-vvedenie-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-konferencij-seminarov-programmi-razvitiya-dobrovolcheskih-iniciativ-dobrovolcheskie-iniciativi-v-severo-zapadnom.html
  • spur.bystrickaya.ru/liturgicheskij-obraz-v-v-bichkov-malaya-istoriya-vizantijskoj-estetiki-kiev-put-k-istine-1991-408-s-isbn-5-7707-2100-6.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestvo-obucheniya-po-predmetam-doklad-vklyuchaet-informaciyu-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-napravleniyu-260202-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij-stranica-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/potrebnost-v-tajm-antah-sofiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-teoreticheskie-aspekti-formirovaniya-buhgalterskogo-balasa-i-ego-znachenie-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.