.RU

Внутренняя и внешняя культура - часть 3

признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культур-

ных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведе-

ния искусства или научные открытия не находят признания у совре-

менников. Тем не менее, если творец создает произведение или дела-

ет открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано

или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное.

Творчество Ван Гога и Гюгена, гениальных художников, непризнанных

при жизни современниками, работы предтечи космических полетов чело-

вечества К.Циолковского - блестящее свидетельство этому.

В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связа-

но с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценнос-

ти. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя

и играет важную роль в распространении культуры. Но, это именно

распространение, а не создание культуры.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное

культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в ко-

пилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследова-

но им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в

развитии культуры органично взаимосвязаны.

В целом подход к культурному наследию должен быть диалекти-

ческим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценнос-

тей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего от-

жившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Само становление личности есть не что иное, как результата

культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе

определенную долю общественной культуры, человек становится лич-

ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой

собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность

внешнее , материализованное выражение культуры, индивид обретает

человеческое качество, становится способным сам участвовать в

культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития

человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в

человеке, характеристика развития человека как человеческого су-

щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-

тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-

витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является сам человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических

условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-

на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-

тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает

особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

даптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях

культурного развития и самосовершенствования требует выработки

четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если

учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без

нравственных основ сама по себе образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-

четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений

от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-

ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к

остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-

ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-

кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -

в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не

меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные

качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-

ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности

человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-

витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры


vremena-goda-antonio-vivaldir.html
vremennie-sdvigi-v-periodizacii-istorii-rossii-po-otnosheniyu-k-vsemirno-istoricheskoj-periodizacii-2.html
vremennoe-pravitelstvo-u-vlasti.html
vremya-chast-3.html
vremya-i-samoraspredelenie-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
vremya-novostej-moskva-28-18022009-bez-kommentariev-dajdzhest-materialov-mirovih-smi-o-kazahstane.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-atisushilara-ojilatin-zhalpi-talaptar.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-uchet-nematerialnih-aktivov-v-ooo-svet-1-3-uchet-nematerialnih-aktivov-18-glava-ocenka-slozhivshejsya-praktiki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollekciya-577-gastrahandata-registracii110511-kollekciya-113-g-moskva-ul-roslovka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-dvizhenij-v-profilaktike-zabolevanij-ukreplenii-zdorovya-cheloveka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ot-24-06-2009-stranica-18.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-referatov-i-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-reklamnij-menedzhment.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-fizicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-seme-tetrad-dlya-lekcij-po-teorii-i-metodike-fizicheskogo-vospitaniya-dlya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-neprerivnogo-obucheniya-ekologii-v-detskom-sadu-i-shkole-programma-po-ekologii-dlya-detskogo-sada.html
  • college.bystrickaya.ru/20-sekciya-kraevedenie-v-sovremennih-bibliotekah-reglament-na-zasedaniyah-konferencii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/x-znachenie-volnonaemnogo-truda-v-zemledelii-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-po-protivodejstviyu-korrupcii-v-respublike-kazahstan-na-2011-2015-godi-vrealizaciyu-plana-meropriyatij-po-realizacii-programmi-po-protivodejstviyu-korrupcii-v-respublike-kazahstan-na-2011.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prochitajte-predlozheniya-viberite-pravilnij-variant-i-otmette-sootvetstvuyushuyu-bukvu-na-matrice-grammatika.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-mezhdunarodnim-ekonomicheskim-otnosheniyam.html
  • turn.bystrickaya.ru/oshibki-v-uchebnike-po-fizike-za-7-j-klass.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-mechej-pomeha-avtori-idei-n-krajner-gala-rubinshtejn-maks-fraj-koordinator-orakul-sostavitel.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-zdorove-programma-vseobuch-programma-intellekt-programma-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-programma-psihologo-pedagogicheskoj-podderzhki-detej-gruppi-riska-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raskolnikov-ne-iz-zhestokosti-sovershil-prestuplenie-a-iz-interesa-pravda-li-chto-est-dva-tipa-lyudej-zarozhdenie-misli-o-prestuplenii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-nacionalnogo-banka-respubliki-kazahstan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-mikroelektromehanika-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/varianti-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-po-discipline-osnovi-menedzhmenta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdelenie-duhovie-instrumenti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sodejstvie-v-raschistke-pridomovoj-territorii-doklad-o-deyatelnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/while-reading-listening-kurs-1-nazva-disciplni-druga-nozemna-mova-przvishe-vikladacha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realnaya-virtualnost-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-predmet-geometriya-tema-uroka-peresechenie-pryamoj-i-okruzhnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raznourovnevie-zadaniya-na-osnove-soderzhaniya-uchebnogo-teksta-kak-sredstvo-realizacii-uchebno-poznavatelnoj-kompetentnosti-uchashihsya-osnovnoj-shkoli-na-urokah-istorii-i-obshestvovedeniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-efrema-novotorzhskogo-zhitiya-svyatih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glavnij-buhgalter-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-obshie-polozheniya-rabochaya-tetrad-slushatelya-kursov-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-tehnologiya-marketinga--81-sushnost-tehnologii-marketinga-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-nauka-svyaz.html
  • bukva.bystrickaya.ru/posevnie-ploshadi-kormovih-kultur-i-estestvennie-kormovie-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-filosofiya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-tibetskie-posvyasheniya-omcosmoenergy-ru.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.