.RU

Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром - часть 3

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”

1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, — ответил Олег.

Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру; просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени — собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут деревья.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки тополя, семена липы.

Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.

Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная; гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на досуге.

Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был “День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада. Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики.

Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости".

Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между "человеческим" и "не-человеческим".

Поскольку все природное включается дошкольником в сферу "человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере "человеческого" вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности:

Почему у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник.

Зачем ты ломаешь кусты? А их здесь много!

Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе, в основе которого лежит "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей самоценности.

Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм(от лат. arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей.

Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т.д. "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз".

Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: "А что мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам", "Солнце существует для того, чтобы я мог загорать" и т.д. Ярким выражением типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой детьми серии мультфильмов про Виннипуха: "Зачем существует дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел".

Вообще, наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника "зачем". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и А.Р.Лурия .

Алик, 5 лет 5 месяцев.

Вечером через окно увидел Юпитер.

- Мама, а зачем существует Юпитер?

Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.

-Ну, зачем же существует Юпитер?

Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:

-А мы с тобой зачем существуем?

На это получила мгновенный и уверенный ответ:

-Для себя.

-Ну, и Юпитер тоже для себя.

Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:

-И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя?

-Да.

И он радостно засмеялся.

Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным, дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя".

Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической .

В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический или поступочный у них преобладает?

Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д.. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.

С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и проявляется субъективное отношение к природе у дошкольников. Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какая прелесть!" (перцептивно-аффективный компонент), то первая реакция дошкольника поймать ее и потрогать, узнать, "какая она на ощупь" и т.д. (когнитивный компонент).

Иногда познавательная активность дошкольника носит слишком "исследовательский" характер: в этом случае он может стереть пыльцу с крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет". Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.


valyutnie-bankovskie-operacii.html
valyutnie-birzhi-chast-5.html
valyutnie-ogranicheniya-i-valyutnij-risk.html
valyutnie-operacii-i-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-bankov-2.html
valyutnie-operacii-v-respublike-belarus.html
valyutnie-otnosheniya-chast-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minzdrav-radikalno-ogranichivaet-kurenie-v-rossii-obeshayut-spasat-do-200-tisyach-ezhegodno.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/principi-deyatelnosti-lagerya-analiz-vospitatelnoj-raboti-shkoli-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-molodezhi-i-molodezhnie-organizacii-na-rubezhe-vekov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izlozhenie-2-j-klass-muravej-i-golubka-metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-logopedov-preodolenie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/srednie-veka-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sformirovat-u-studentov-predstavlenie-ob-osnovnih-etapah-i-napravleniyah-evolyucii-ekonomicheskoj-misli-sposobstvovat-uyasneniyu-istoricheskih-osobennostej-sozdan.html
  • college.bystrickaya.ru/2-osobie-trebovaniya-v-oz-1-zakon-sankt-peterburga.html
  • urok.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-sostavitel.html
  • znanie.bystrickaya.ru/atirau-alasi-mahambet-audani-ala-orta-mektebn-psihologi-bayandama-tairibi-kjzels-zhadajinda-psihologiyali-kmek-krsetu-trler.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-chast-n-z-sabirov-03-iyunya-2009-g.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postatejnij-kommentarij-k-byudzhetnomu-kodeksu-rossijskoj-stranica-20.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arkadij-strugackij-boris-strugackij-zhuk-v-muravejnike.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kurs-postroen-na-sochetanii-obzornih-lekcij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-sredstv-massovoj-informacii-na-razvitie-agressivnosti-shkolnikov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mou-priobskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-53.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-temnie-fantazii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-obsuzhdena-na-zasedanii-kafedri-protokol-1-ot-29-08-2005goda-zav-kafedroj-d-m-n-professor-n-a-zharkin-odobrena-umk-lechebnogo-fakulteta.html
  • assessments.bystrickaya.ru/belocerkovskij-ov-n-v-golik-dizajn-oblozhki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-21-kursovoe-proektirovanie-po-teorii-mehanizmov-i-mashin.html
  • bystrickaya.ru/vekselnoe-obrashenie-v-kazahstane.html
  • books.bystrickaya.ru/blanki-dlya-oformleniya-issledovanij-poyasnitelnaya-zapiska-3-metodicheskoe-obespechenie-dlya-provedeniya-monitoringa.html
  • crib.bystrickaya.ru/isemnr-krstkeche-00-fn-m-mdniyatne-gomumi-msllre-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/mayak-22122006-novosti-120000-bistrov-ruslan-gosduma-rf-monitoring-smi-23-25-dekabrya-2006-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shtik-roman-kulikov-ezhi-tumanovskij-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktovaya-rech-prezidenta-i-osnovatelya-pirogovskogo-centra-akademika-ramn-yul-shevchenko-chitannaya-v-hrame-hrista-spasitelya-moskva-18-dekabrya-2009-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikiti-ivanovicha-pruckova-upravlenie-kulturi-i-arhivnogo-dela-tambovskoj-oblasti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstva-i-standarti-iso-podtverzhdenie-trebovanij-tehnicheskogo-reglamenta-razdel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iinformaciya-miri-chteniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-postroeniya-mezhbyudzhetnih-otnoshenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/murmanskij-oblastnoj-dvorec-kulturi-im-s-m-kirova-prika-z.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vmlyashuk-mnsk-belaruski-falklorni-tekst-u-paranalnim-aspekce-issledovanie.html
  • institut.bystrickaya.ru/stroitelnie-kompoziti-na-osnove-mineralnih-tehnogennih-zapolnitelej.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-s-ispolzovaniem-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-ikt-predmet.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazovaya-obrazovatelnaya-programma-bazovaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-6.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-bbk-65-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2008-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.