.RU

Взаимодействие СМИ и аудитории - часть 5

Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информациивнутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­быйакцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несетинформацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения такимобразом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особыйчитатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления наобе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливатьсвязи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория«имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что ипозволяет выделять в ней при исследовании разные группы.

2.Отношение аудитории к СМИ.

Функциональные отношения между участниками процесса массовой информации реализуются во множестве частныхсвязей (отношений). Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовойинформации.

Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв­ляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иногоматериала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности,интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другимиучастниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников инфор­мации, письменные и устные контакты с«журналистом» и «издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.

Все рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система характеристик, имеющихкачественную и количественную определенность — как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриватьсякак индексы , (например, интерес к определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основеряда проявлений — заявленного интереса, линии выбора источников информации и от­дельных сообщений и т. п.).

В конкретных социологических исследованиях изучаются как сами проявления отношений аудитории со средствами массовой информации, таки их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом субъекте отношения, в объекте отношения, а так­же конкретно-исторической ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.

Развитие формализованных методов анализа массовой инфор­мации (контент-анализа), организация комплексных исследова­нии СМИпозволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики текстов. Представляется необходимой иразработка методики формализованного анализа ситуации (времени, социальной среды, проблем общественного развития), в рамках которой изучаетсяаудитория.

Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней от­ношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массо­вой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

1 Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение),использование «наборов» средств.

2 Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование«наборов» источников.

3 Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых даннымисточником информации.

4 Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

5 Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Одни из факторов действуют на всех уровнях, другие — на отдельных. К числу «сквозных» относится система жизненных интересов личности,действие которой отражается в массе проявлений.

Показатели каждого из уровней отношений позволяют лишь с некоторой долей вероятности судить о показателях на других, «болееконкретных». Чем конкретнее уровень отношений, тем больше факторов влияет на них

Понятие отношения вбирает в себя как устойчивые, так и ситуативные характеристики. Их важно различать. Так, во многих исследованиях выясняетсяпопулярность материалов конкретных газет, передач радио и телевидения. По таким данным нельзя однозначно судить об устойчивых формах отношения. Если чи­тателю,например, не нравится экономическая рубрика в данной газете, то это не значит, что он вовсе не интересуется вопросамиэкономики. Этот интерес он может удовлетворять за счет других систем социальной информации (специальной литературы), дру­гих средств информации (в рамкахданной системы информа­ции), других источников. Это касается и выбора конкретных ма­териалов: он в значительной степени обусловлен их конкретными качествами.

Глава третья. Информация. 1.Информационные потребности аудитории.

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из сущностисоциальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элемен­тами протекает не только в формеэнерговещественных, но и ин­формационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обес­печениипрактически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность винформации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущностьчело­веческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение кизвне поступающим дан­ным» .

Для любого социального субъекта (личности, группы, обще­ства в целом) существует необходимость в получении информа­ции. Однакосказать так — это значит объяснить только объективную сторону потребности, осветить отношение субъекта с действительностью односторонне: по направлению отсреды субъекту. Есть и обратное отношение—избирательное отношение субъекта к среде.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные ин­тересы специфически реализуются в разных системахсоциальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том,что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей,обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна,доступ­ность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).

Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходеконкретно - социологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой инфор­мации не долгом илиобязанностью, а «просто интересом».

Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, ком­муникативные,науковедческие, информативные. Выявле­ние степени их удовлетворения — первоочередная зада­ча. Во всех случаях подобного исследования за основунеобходимо брать предметную область СМИ, т. е. изу­чать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее вы­яснение мотивационного диапазона информационных по­требностейдаст возможность управлять мотивировками.


zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe1-stranica-7.html
zhitie-svyatogo-ioanna-postnika-patriarha-konstantinopolskogo-zhitiya-svyatih-tom-9-sentyabr.html
zhitie-svyatogo-otca-nashego-vasiliya-velikogo-arhiepiskopa-kesarijskogo-zhitiya-svyatih.html
zhitie-svyatoj-pravednoj-marfi1-zhitiya-svyatih.html
zhittvij-ta-tvorchij-shlyah-m-hvilovogo.html
zhittvij-tvorchij-shlyah-v-bulanka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sredizemnomorskaya-skazka-8-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obespechenie-samostoyatelnoj-raboti-studentov-1-samostoyatelnaya-rabota-studentov-pod-rukovodstvom-prepodavatelya-srsp-zadaniya-dlya-srsp-pp.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-6-klassi-tretij-god-perehoda-na-fbup-2004-doklad-mou-yalginskij-licej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/marketingovie-issledovaniya-rinka-shampunya.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-po-probleme-usadki-cementnogo-kamnya-i-betona-pri-visihanii.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-finansovih-rezultatov-i-putej-snizheniya-sebestoimosti-produkcii-oao-volgogradneftemash.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskij-roman-o-dramaticheskom-periode-yaponskoj-istorii-seredine-xix-veka-kogda-ruhnul-rezhim-voennih-pravitelej-strani-syogunov-dejstvitelnie-sobitiya-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mmvb-istoriya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gusev-o-m.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-process-professionalnoj-podgotovki-prepodavatelya-kolledzha-iskusstv-k-koncertno-prosvetitelskoj-deyatelnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-prishelci-strugackij-izvne.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-hode-vipolneniya-programmi-razvitiya-otrasli-informatizacii-i-svyazi-v-rt-za-9-mesyacev-2004-g-i-prognoze-razvitiya-otrasli-na-2005-god.html
  • literature.bystrickaya.ru/cenovoe-predlozhenie-otkritij-konkurs-provoditsya-v-sootvetstvii-s-gl-8-polozheniya-o-zakupke-fau-glavgosekspertiza.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obem-stranic.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastie-v-konferenciyah-34-vistupleniya-studentov-kafedri-na-konkursah-35.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zashita-ot-korrozii-linejnoj-chasti-i-obektov-mn-mnpp-magistralnij-truboprovodnij-transport-nefti-i-nefteproduktov.html
  • college.bystrickaya.ru/-11-problema-socialnoj-obuslovlennosti-poznaniya-poznanie-i-ideologiya-znanie-i-vlast.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sorta-dekorativnih-i-plodovo-yagodnih-kultur-vivedennih-na-baze-sada.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-na-temu-geneticheskie-osnovi-povedeniya-cheloveka.html
  • crib.bystrickaya.ru/gravitacionnie-vzaimodejstviya.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-arheologicheskih-otkritij-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hvataj-za-gorlo.html
  • desk.bystrickaya.ru/peterburgskie-podpischiki-na-pervoe-londonskoe-izdanie-magasin-des-enfans.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-fizicheskoj-kulturi-v-drevnej-anglii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ufimskaya-gosudarstvennaya-akademiya-iskusstv-3-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-aktualnie-problemi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vibori-glavi-golovinskogo-selskogo-poseleniya-pishugskogo-municipalnogo-rajona-kostromskoj-oblasti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obsledovanie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kto-ostanovil-pohod-aleksandra-makedonskogo-na-skifiyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastanni-satandiru-izmetn-aliptasu-zhne-damu-evolyuciyasi-man-m-t.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-samoocenki-na-uroven-uspeshnosti-professionalnoj-deyatelnosti-chast-12.html
  • school.bystrickaya.ru/bankovskij-veksel-chast-12.html
  • institut.bystrickaya.ru/tropizmi-igra-cvetov-7-belij-cvet-10.html
  • urok.bystrickaya.ru/preambula-konstitucii-ot-27-oktyabrya-1946-goda-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd-isprav-i-dop.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-mosgorizbirkome-zayavlyayut-o-gotovnosti-k-viboram-gosduma-rf-monitoring-smi-11-13.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyavlenie-vtorogo-samozvanca-karamzin-n-m-istoriya-gosudarstva-rossijskogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.