.RU

Взаимодействие СМИ и аудитории - часть 5

Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информациивнутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­быйакцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несетинформацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения такимобразом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особыйчитатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления наобе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливатьсвязи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория«имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким образом, в отношении аудитории к СМИП сочетается общее и особенное, что ипозволяет выделять в ней при исследовании разные группы.

2.Отношение аудитории к СМИ.

Функциональные отношения между участниками процесса массовой информации реализуются во множестве частныхсвязей (отношений). Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовойинформации.

Характеристики аудитории не исчерпываются внешне прояв­ляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иногоматериала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности,интересы, ожидания. С другой стороны, одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другимиучастниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников инфор­мации, письменные и устные контакты с«журналистом» и «издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.

Все рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система характеристик, имеющихкачественную и количественную определенность — как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриватьсякак индексы , (например, интерес к определенной тематике может быть описан через индекс, составленный на основеряда проявлений — заявленного интереса, линии выбора источников информации и от­дельных сообщений и т. п.).

В конкретных социологических исследованиях изучаются как сами проявления отношений аудитории со средствами массовой информации, таки их факторы. Эти факторы многообразны и лежат в самом субъекте отношения, в объекте отношения, а так­же конкретно-исторической ситуации, в которой имеют место изучаемые отношения.

Развитие формализованных методов анализа массовой инфор­мации (контент-анализа), организация комплексных исследова­нии СМИпозволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики текстов. Представляется необходимой иразработка методики формализованного анализа ситуации (времени, социальной среды, проблем общественного развития), в рамках которой изучаетсяаудитория.

Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней от­ношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массо­вой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

1 Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение),использование «наборов» средств.

2 Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование«наборов» источников.

3 Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых даннымисточником информации.

4 Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

5 Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Одни из факторов действуют на всех уровнях, другие — на отдельных. К числу «сквозных» относится система жизненных интересов личности,действие которой отражается в массе проявлений.

Показатели каждого из уровней отношений позволяют лишь с некоторой долей вероятности судить о показателях на других, «болееконкретных». Чем конкретнее уровень отношений, тем больше факторов влияет на них

Понятие отношения вбирает в себя как устойчивые, так и ситуативные характеристики. Их важно различать. Так, во многих исследованиях выясняетсяпопулярность материалов конкретных газет, передач радио и телевидения. По таким данным нельзя однозначно судить об устойчивых формах отношения. Если чи­тателю,например, не нравится экономическая рубрика в данной газете, то это не значит, что он вовсе не интересуется вопросамиэкономики. Этот интерес он может удовлетворять за счет других систем социальной информации (специальной литературы), дру­гих средств информации (в рамкахданной системы информа­ции), других источников. Это касается и выбора конкретных ма­териалов: он в значительной степени обусловлен их конкретными качествами.

Глава третья. Информация. 1.Информационные потребности аудитории.

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из сущностисоциальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элемен­тами протекает не только в формеэнерговещественных, но и ин­формационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обес­печениипрактически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность винформации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущностьчело­веческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение кизвне поступающим дан­ным» .

Для любого социального субъекта (личности, группы, обще­ства в целом) существует необходимость в получении информа­ции. Однакосказать так — это значит объяснить только объективную сторону потребности, осветить отношение субъекта с действительностью односторонне: по направлению отсреды субъекту. Есть и обратное отношение—избирательное отношение субъекта к среде.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные ин­тересы специфически реализуются в разных системахсоциальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том,что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей,обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна,доступ­ность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).

Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходеконкретно - социологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимоотношений с источниками массовой инфор­мации не долгом илиобязанностью, а «просто интересом».

Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, ком­муникативные,науковедческие, информативные. Выявле­ние степени их удовлетворения — первоочередная зада­ча. Во всех случаях подобного исследования за основунеобходимо брать предметную область СМИ, т. е. изу­чать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее вы­яснение мотивационного диапазона информационных по­требностейдаст возможность управлять мотивировками.


zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe1-stranica-7.html
zhitie-svyatogo-ioanna-postnika-patriarha-konstantinopolskogo-zhitiya-svyatih-tom-9-sentyabr.html
zhitie-svyatogo-otca-nashego-vasiliya-velikogo-arhiepiskopa-kesarijskogo-zhitiya-svyatih.html
zhitie-svyatoj-pravednoj-marfi1-zhitiya-svyatih.html
zhittvij-ta-tvorchij-shlyah-m-hvilovogo.html
zhittvij-tvorchij-shlyah-v-bulanka.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-bili-zahvacheni-a-chastyu-bezhali-za-granicu-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-petrograd-5-avgusta-1917-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-trebovaniya-k-specialnomu-oborudovaniyu-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnie-bolezni.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-plan-gosudarstvennih-zakupok-tovarov-rabot-i-uslug-na-2010-god-institut-mikrobiologii-i-virusologii-komiteta-nauki-mon-rk-stranica-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-08-zoologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • studies.bystrickaya.ru/kino-kak-novij-eliment-kulturi-xx-veka-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-izgotovlenie-chelyustno-licevih-apparatov-2012-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-rajonnoj-celevoj-programme-razvitie-zemelnih-otnoshenij-v-mogojtujskom-rajone.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya-kazhdoj-lekcii-napisano-chislo-par-v-techenie-kotorih-ona-budet-chitatsya-sr-oboznachaet-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-h-kniga-pervaya-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-mozhno-li-s-pomoshyu-ekonomiki-uluchshit-socialnij-stroj-makarenko-v-p-problema-obshego-zla-rasplata.html
  • report.bystrickaya.ru/ierarhiya-oektov-excel-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-izdatelstvo-nizhegorodskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-ekciya-10-elementi-teorii-prinyatiya-reshenij-obshaya-shema.html
  • desk.bystrickaya.ru/okno-v-evropu-provincialnij-vzglyad-yu-m-romanenko-s-peterb-gos-un-t-dokt-filos-nauk-prof.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-rabot-po-razrabotke-i-realizacii-edinichnih-proektov-tema-proekta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valdman-leonid-dolgi-idollar1-.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziko-matematicheskie-nauki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-rasskazov-shturmbanfyurera-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-podgotovki-i-provedeniya-kandidatskogo-ekzamena-po-inostrannomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-matematiki-informatiki-i-fiziki-mif-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proklyatie-roda-maknejl-tihie-shagi-uzhasa-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/party-obshestvo-priglashennoe-na-chaj-coffee-stanovlenie-i-razvitie-anglijskoj-turistskoj-terminologii-i-ih-ekstralingvisticheskoj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yanush-vishnevskij-odinochestvo-v-seti-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-otechestvennih-knig-poluchennih-bibliotekoj-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/titulnij-list-lico-deklaracii.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-predmetnie-interpretacii-simvolov-tablici-form-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-poznaniya-ego-vidi-i-formi-b-v-markov-voprosi-k-ekzamenu-po-specialnosti-literaturovedenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-g-orla-i-metodi-ego-pokritiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-sd-protokol-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-preemstvennost-i-novizna.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-praktiki-napisanie-referata-na-predstavlennuyu-kafedroj-temu-mesto-provedeniya-praktiki.html
  • books.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ocenka-aposteriornoj-pogreshnosti-metodicheskoe-posobie-petrozavodsk-2004-vsyakij-specialist-stremitsya-dostich.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-mashin-i-apparatov-avtomatizaciya-pishevih-proizvodstv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.